Новости

Проклятье козьего острова

В театральных кругах Саратова уже давно  роились слухи: руководитель выпускного курса театрального института профессор Александр Галко ставит  потрясающую пьесу.На остров приезжает молодой мужчина, и "крышу сносит" сразу у всех женщин.

  Пьесу Мастер поставил на Малой сцене  академдрамы.На спектакле - переаншлаг, но, конечно, не из-за обнаженной груди, как писала бульварная пресса.действие затягивает и не отпускает.

Заканчивается все трагично - у  пьесы и название говорящее.Да,"Преступление на острове коз"итальянского драматурга Угго Бетти  имеет криминальную развязку.И страстей в ней столько, что хватило бы на несколько  драматических произведений.Я даже вспомнила  "Безумие любви" Шеппарда -  давнишнюю постановку Мастера с великолепным Константином Миловановым,где  прямо клокотал вулкан любви.Оттого, что любовь  была запретной и потому невозможной,страсти еще  больше накалялись.

 В пьесе Бетти никаких табу, вроде,бы нет.  Вдова профессора Агата давно живет  без мужа. Он бросил ее задолго до гибели.И  ущемленной гордости в ней куда больше , чем былой любви.Сестра мужа Пия вообще одинока.Дочь профессора Сильвия юна и свободна. И с   пришельцем ясно с самого начала.У него на лице все написано.Пристальный взгляд, полурасстегнутая рубашка, гибкая повадка.   Женщины   сразу принимают его напористое мужское начало, даже не очень сопротивляются.Агата, правда, выгоняет его к ночи. Но  она слишком хорошо знает мужчин такого рода: "Он вернется", -говорит почти  спокойно.

 Дочь противится дольше всех, даже пытается стрелять в дерзкого пришельца.  Но Анджело  видит ее насквозь и знает, что ей тоже нужна  любовь.Он велит матери и тете надеть на нее лучшее ее платье... Две любовницы  своими руками обряжают для него третью ."Да он дьявол!"- шепчет, повернувшись, соседка по залу.

Дьявол -искуситель. Высокий, темноглазый, с  пластикой семейства кошачьих, Денис Кузнецов словно создан для этой роли. Хороши и остальные.Пия -суховатая внешне,но с горячей кровью, которую  мужчина тоже оценил (Марина Бакланова).Жесткая, лаконичная в движениях Агата (Ирина Искоскова),тайно ждущая "своего "мужчину.

Правда, в любви она пока играет  конечный результат,почти не показывая пробуждения  чувств после долгой спячки. А вот Сильвия Анастасии Бековой потрясает.Записная красотка в другом дипломном спектакле - костюмном, в этой психологической драме она обнаруживает такие   тонкие  движения души героини ,такие  нюансы, какие  не каждой "взрослой" актрисе под силу.Становится пунцовой, злой,некрасивой, рыдает, не понимая, что с ней происходит,замирает под  сильными мужскими руками, стрункой тянется за ними...

 Нет, не дьявол приходит на этот жаркий, пыльный остров, где есть только  женщины и козы.Только не дьявол. Кто-то из  моих коллег назвал его падшим ангелом.Похоже.Демон, который  искушает, тянет в грех, в обрекает на ад,но  и  сам страшится царства тьмы. Недаром так труслив Анжело,  так комично он испугался направленного на него пистолета .

 А еще герой напоминает горьковского Луку- с его  всегда готовым утешением  для   женщин.Каждая из трех по-своему несчастлива. Анжело  своими побасенками   их  развлекает (полноте, был ли он в плену - в это уже никто не верит!),вовлекает в танец, в веселую возню.Да,он много врет,но он красив, ласков, полигамен, как большинство  нашего сильного  слабого пола...

Остров коз в блистательной версии художника-постановщика Юрия  Наместникова очень красив. Белые шкуры на полу дома, шкурки  на просвет на стене - как суровое макраме,прекрасное именно в своей  суровости.В некоторых театрах в  постановках Бетти на сцену выпускали коз.Здесь они напоминают о себе антуражем, изумительной вязки нарядами героинь да редким блеянием   за сценой.

Но они всегда рядом - женщины живут, держа стадо коз. Коза- козлоногий сатир- черт.В притче ассоциации лежат на поверхности. А"Преступление на острове коз"  все же не криминальная и не любовная драма, хотя ее и  написал  юрист  и, несомненно, большой знаток женской души. В притче не важно ни место действия, ни время - только  посыл и исход.

 Исход предсказуем: кто-то же должен  остановить это коллективное безумие - безумие любви, которое в таком виде превращается, увы  в что-то дико-первобытное, в промискуитет.Это сделает та,кому мужчина  нужен больше всех. И какой мужчина - знающий о тебе все, изучивший  каждую складку твоего тела ,  и  страстно   тебя желающий...

У колодца  застыла  памятником самой себе Агата.Жизнь ее кончится вместе с гибелью пришельца, она это знает, но звенят , как напоминание,колокольчики на шеях островных коз, и  никак нельзя кинуть в колодец спасительную веревку. Это очень сильная сцена и это  очень сильный спектакль. Курс народного артиста России Александра Галко в который раз доказывает свое право называться лучшим.

                                                                  Ирина Крайнова