Пресса

Пресса


Источник света / III Всероссийский театральный фестиваль им.Олега Янковского 


Впервые этот фестиваль в Саратове был не «памяти» а имени великого актера, в честь его 70-летия. Фестиваль родился по инициативе Саратовской академдрамы (арт-директор - завлит театра Ольга Харитонова), где Олег Иванович начинал как актер. Впрочем, детство и юность будущего кумира поколений тоже прошли в этом городе. У фестиваля имени Янковского двуединая задача: вспомнить Мастера и показать значительные работы представителей саратовской театральной школы, к которой он принадлежал.Сюда традиционно везут спектакли с участием выпускников Саратовского театрального института - актеров Саратова, Москвы, Петербурга, других городов и стран.


Сохранить огонек. Янковский


Высоко-высоко, на широком экране человек с нервным усталым лицом несет огарок свечи в сыром мрачноватом пространстве, прикрывая пламя то длинной ладонью с напряженными венами, то полой темного осеннего пальто. Его неспешное движение видно отовсюду. Даже те, кто никогда не смотрел«Ностальгию» Андрея Тарковского и ничего не знает об этой роли Янковского, чувствуют глубинный смысл в вечном походе ностальгирующего по теплу и свету героя. «Она, эта свеча, мало кого освещает и никого не греет. Но пронести этот маленький источник света, сохранив пламя, немного дальше очень важно. Собственно, этим мы всегда и занимаемся», - строки из листков, которые организаторы раздали зрителям.


Блистательного актера на фестивале вспоминали постоянно - на встречах, вечерах, пресс-конференциях. Фестиваль должен был открыться «Крейцеровой сонатой» МХТ им. Чехова. Роль Позднышева - одна из лучших киноролей Янковского. В спектакле его играет Михаил Пореченков, но из-за погодных условий актер не смог прилететь в Саратов, и зритель «Сонату» не увидел.


Худрук «Сатирикона» Константин Райкин, будучи большим поклонником Янковского, смотрел все его театральные работы в Ленкоме. Лучшей считает царя Петра в «Шуте Балакиреве». «Своя история» с Янковским у саратовского артиста Сергея Ганина: «Он выступал за городом. Мой отец возил его в Саратов. Он был белокурый, невероятно красивый. Мне было 9 лет. Спросил у него: «А я смогу стать актером?» Он внимательно посмотрел на меня и сказал «да». Почему он так ответил? Думаю, тень благословения Олега Ивановича надо мной до сих пор».


Ирина Горелик,
основатель и руководитель Иерусалимского театра «Микро» (бывший завлит ТЮЗа Киселева), поделилась детскими впечатлениями: «Мы с моей подругой бежали за Янковским по улице. Он только сыграл в фильме «Щит и меч». Можете себе представить страстно влюбленных в немецкого офицера российских девочек? Это каким грандиозным было актерское обаяние, если мы не Любшина (советского разведчика) выбрали, а его!».


Один день фестиваля посвятили встрече с родными Олега Ивановича - живущим здесь братом Николаем и племянником Игорем, актером и продюсером. «Дядю» (разница всего в семь лет) Игорь считал братом, они дружили. Его удивляло мгновенное «включение» Олега в роль. Как-то поехали купаться в Сосновый Бор. Олег ушел в палатку минут на десять. «Чего уходил?» «Да съемки завтра "Крейцеровой сонаты". Зерно роли искал». Десять минут - и такой фильм!


Николай Янковский обнаружил истоки артистизма семьи: она жила в «квадрате четырех театров». Он трогательно благодарил город «за память». Четыре мемориальные доски - на доме, где жила семья Янковских (в траурные дни поклонники несли сюда свежие цветы и горящие свечи), на школе, где учился «барон Мюнхгаузен», на здании, где находилось театральное училище, в фойе академдрамы. Родные передали театральному музею семейную реликвию - фотографию отца Олега Ивановича, офицера царской армии. На снимке Иван Янковский с однополчанами, которые скоро будут убиты. На Первой мировой.


В один из фестивальных дней презентовали книгу «Ах, как бы начало вернуть. Олег Янковский в Саратове» (составитель Ольга Харитонова). Мы наблюдали рождение книги в прошлые годы: слушали очень своеобразное сообщение «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента», изучали реконструкции спектаклей с Янковским. Сюда вошли и воспоминания брата, и лучшие рецензии тех лет. Это первая ласточка, будут еще книги о саратовском периоде семьи Янковских.


В театральном фойе разместилась скульптурная группа Ольги Пегановой. Три фигурки - главные персонажи Янковского в Саратове: Мышкин с его нездешним взглядом, прищур учителя Мелузова из-под очков, лоск настоящего аристократа из «Стакана воды». В рамках фестиваля прошла премьера документального фильма «Янковский» известного режиссера Аркадия Когана. Там тоже есть кадры с негасимым огоньком «Ностальгии». Такие актеры совсем не уходят.


Меняться всегда. Ермакова


Еще важная дата для саратовской театральной школы - 90-летие народной артистки СССР ВалентиныЕрмаковой. Превосходный педагог, находивший в робких, неумелых девочках-мальчиках большие таланты. Фестиваль стал своего рода бенефисом Ермаковой. Приехали шесть ее учеников. Владимир Калисанов - артист МХТ им. Чехова. Елена Бутенко-Райкина, окончившая курс Ермаковой-Дзекуна, работавшая в саратовском театре (привезла своих с Константином Райкиным студентов из Театральной школы, где она декан). Она вспомнила учителей: «Великая актриса - прекрасный режиссер». Иерусалимский театр «Микро» в Саратове впервые. Его создали две талантливые дочери Льва Горелика. Ирина стала режиссером, Мария, учившаяся у Ермаковой, - ведущей актрисой. На фестивале она представила моноспектакль. Галина Тюнина из театра «Мастерская Петра Фоменко» - тоже ученица Ермаковой. «Чувствую огромную благодарность этой сцене, - говорила Галина. - В первую очередь, Валентина Александровна была актрисой. Наша профессия такая, что передается из рук в руки - не через книги и лекции. Валентина Ермакова была рукотворным мастером. Она бросала опыт из своего сердца в твое». Тюнина сыграла в фестивальном показе фоменок «Война и мир. Начало романа» три очень непохожие роли: Анну Шерер - Графиню Ростову - Княжну Марью (Национальная премия «Золотая Mаска»).


Любимый последний ученик Ермаковой (любимых у нее было много) Максим Матвеев, актер МХТ им. Чехова, утверждает, что Валентина Александровна была человеком-Вселенной. Мастер психологической школы, она дала большой жизненный толчок, после которого стало понятно, как существовать дальше в профессиональном плане, да и в жизни тоже. Максим исполнил несколько ролей в «Карамазовых» МХТ им. Чехова на фестивале. Явился он и в ипостаси соучредителя благотворительного фонда «Доктор Клоун» и привез спектакль «Приключения в пижаме», который показали в областной детской больнице.


Евгений Миронов,
тоже любимый ученик, который ведет фонд «Артист», приехал с музыкальным спектаклем «Признание в любви». Выручка от него пошла на нужды саратовских ветеранов искусства. По словам артиста, Ермакова была больше, чем актриса. Уже находясь в больнице посмотрела первую серию «Идиота», сделала замечания. У нее была «кошачья интуиция», что подтверждает такая история. Миронов летел сниматься в Париж в фильме, который ему не нравился, а Валерий Фокин предложил ему роль Ивана Карамазова. Женя позвонил Ермаковой, та сказала потрясающую фразу: «Париж стоит мессы, но Достоевский стоит Парижа». Наутро он летел обратно в Москву.


На вечере памяти Ермаковой Ольга Харитонова рассказывала, как органично актриса чувствовала себя в любой роли - хоть шотландской королевы, хоть простой русской бабы. И менялась от роли к роли. Хотела написать книгу - пригласила Ольгу. Жаль, не успела. После ее смерти издание финансово поддержал Евгений Миронов.


Пробовать, искать. Другие


На фестивале была большая программа показов. Специально к этому событию чета Райкиных со вторым курсом Театральной школы подготовили класс-концерт «Азбука актера»... Два спектакля привезла Школа драматического искусства, основанная Анатолием Васильевым (его ученик и ученикЮрия Киселева - худрук театра Игорь Яцко). «Аглая» Клима - дописанная несуществующая глава «Идиота». С согласия режиссера (Владимир Клименко) на Малой сцене Саратовской драмы поместили фотографии Мышкина. В этой роли особенно ярко раскрылся талант раннего Янковского. Его светлый взгляд обращен на нее, Аглаю (Ольга Хорева). Актриса петербургской театральной школы обладает удивительной пластикой - ее «пианистические» ладони полны скрытой энергетики, одухотворенное, изнутри красивое лицо.


Уайльд, «Как важно быть серьезным» -
в блестящем исполнении ШДИ. Остроумнейший текст, замедленно-музыкальное его произнесение, истинно английский дух постановки. Яцко играл в дипломном спектакле у Киселева, был занят в тюзовской версии комедии. Решил поставить ее в ШДИ. История началась уже в фойе, когда режиссер, в смокинге, с книжкой подмышкой, громогласно объявил, что актриса, исполняющая роль тети Августы, не прибыла в Саратов из-за непогоды. Наш город окончательно превратился в туманный Альбион, актеры получили шанс порезвиться. «Тетушка» не стала утруждать себя переодеванием в женское платье. Она появлялась на сцене, неотступная, как статуя Командора, вещая с непреложностью истинной леди. Лорды слегка закусывали и выпивали в ускоренном темпе. Герой Сергея Ганина преспокойно выливал остатки за шиворот. Его комически-пластические этюды очаровательны, особенно танец с зонтиком. Хорош и наш земляк Роман Долгушин в роли обаятельного молодого человека с непроизносимым именем Алджернон.


В Новокуйбышевском театре-студии «Грань» играет ученица саратовского профессора Риммы Беляковой Юлия Бокурадзе. Театр привез рождественскую притчу «Вол и осел при яслях» Сюпервьеля. Куклы, выточенные из дерева, лишь иллюстрируют текст, читаемый актрисой и актером (Александр Овчинников учился в Саратове на кукольника). Вначале было Слово... Голос Юлии, по-матерински нежный, мягкий, повествует о скитаниях Иосифа и Марии. Юля и сама скоро станет матерью. Это вечное чудо жизни случилось с ней, когда она уже играла в спектакле. Маленький театр сумел стать очень заметным. Юля Бокурадзе получила Гран-при фестиваля малых городов России за роль в спектакле «Фрекен Жюли». Настоящим открытием для многих стал Сартр - спектакль новокуйбышевцев «PS» (постановщик Денис Бокурадзе). «Постскриптум» можно расшифровывать, как мысли после спектакля, после Сартра, после смерти. Герои помещены в комнату, обитую медными пластинами. Из-за прозрачного зеркала проникают странные звуки - вздохи, стоны, детский плач. Смеясь потусторонним смехом, двигаясь в изломанной пластике модерна, их впускает в пространство сцены Юлия Бокурадзе. Там прошлое: его нельзя приукрасить, от него нельзя избавиться. За стеклом убитые, жертвы, наши грехи.


Иерусалимский театр «Микро»
показал спектакль по роману израильского писателя Меира Шалева «Как несколько дней». Руководитель театра Ирина Горелик написала инсценировку о первых переселенцах в Израиль.


Замечательный театр «Мастерская Петра Фоменко» привез один из лучших своих спектаклей - «Война и мир. Начало романа». Петр Наумович задал ритм, сообщил настроение постановке. А еще раньше он нашел своих актеров, вырастил. Петелька к петельке, вяжут они парные отношения с партнером, любовные - с текстом, дружеские - с залом. И стало так хорошо, будто и мы приглашены на именины в дом Ростовых - шумный, бестолковый, староприимный московский дом. Скачет боком кудрявый «казак Наташа» (Вера Строкова), пробегает испуганной ланью Соня (Ксения Кутепова), добрейший граф Ростов (тоже саратовец Рустэм Юскаев) не выдерживает напора уютной жены в салопе и чепце (Галина Тюнина), которая решительно требует деньги для нуждающейся подруги. И тщательно пересчитывает.


Московский областной ТЮЗ
, где работают два выпускника саратовского профессора Александра Галко, представил пьесу плаща и шпаги «С любовью не шутят» Кальдерона. Ни плаща, ни шпаги в озорной, немного хулиганской версии режиссера Николая Дручека не наблюдалось. От кого ждать театрального хулиганства, как не от ученика самого Фомы? Испания, XVII век (как нам сообщают), а фехтуют пальцами, костюмы носят условно исторические. Сеньоры очень ловко пощелкивают подтяжками и притопывают каблуками, как в испанском танце (одного из сеньоров иронично подает наш выпускникАнтон Афанасьев). У сеньорит каблуки повыше и художественного стука поболее. Эта искрометная комедия - своего рода актерский тренинг.


После двух спектаклей Саратовской драмы, где заняты яркие представители нашей театральной школы(Григорий Аредаков, Людмила Гришина, Елена Блохина, Эльвира Данилина, Игорь Баголей, Владимир Назаров, Виктор Мамонов, Андрей Седов) - «Урода» Майенбурга и композиции по стихам русских поэтов «Прошу театр не посещать» (постановка Ольги Харитоновой) - показ МХТ им. А.П.Чехова. Второй их фестивальный спектакль - «Карамазовы». Болеет Филипп Янковский, исполнитель роли Дмитрия в «фантазиях Константина Богомолова». Роль старшего брата обозначил (игрой назвать трудно) сам режиссер. Сцена драмы превратилась в черный, сверкающий мрамором саркофаг, куда, как ячейки с погребальными урнами, вдвигаются экраны. Все черное. Стулья кажутся обмазанные смолой. Слепящий свет, оглушающая музыка - просто эстрадный рев. Густо измазаны смолой, как ворота непотребной девки, все карамазовские дела, и вообще все дела. Пожалуй, только диалог Ивана с Чертом и со Смердяковым после убийства приближены к глубинным пластам романа. В остальном зрителя клипово проводят по основным сюжетным линиям. Тексты пробегают по экрану коротенькие, глупейшие - краткое изложение для недоразвитых. А те будут потом думать: мол, был такой автор, забавную чернуху кропал... Хорошо, что финал фестиваля «смоляной дух» как-то развеял. Посмотрели в детской больнице добрый спектакль с забавными приключениями. А в оперном театре спектакль-концерт по переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк. В исполнении Евгения Миронова, Ксении Раппорт и Национального филармонического оркестра России с маэстро Владимиром Спиваковым. Язык писем великолепный, музыка Петра Ильича безбрежна и прекрасна, как море. Они достойно венчали фестиваль имени Янковского.


Его имя в наших душах, огонек его свечи с нами. Каждый актер саратовской драмы несет маленькое пламя на большом фотопортрете. Их соединили в вереницу несущих «огонек той веры» в зале театра. Веры в истинное искусство, разум, свет.


Крайнова Ирина
 №5 за 2015 год
«Страстной бульвар»


Возврат к списку