Пресса

Пресса


«Кабала святош» в драме. Четыре часа совпадений


"Кабала святош"  в драме.  Четыре часа совпадений

Пьеса "Кабала святош" - произведение Михаила Булгакова с удивительно трагичной судьбой. Автор написал ее в 1929 году, однако на сцене МХТ она была поставлена только в 1936-м, пережив сразу несколько запретов. Разрешению предшествовал личный разговор Булгакова с Иосифом Сталиным, однако даже "добро", полученное лично от вождя, не способствовало ее успешной репертуарной судьбе. "Кабала святош" была сыграна всего 7 раз прежде, чем вышла разгромная рецензия в "Правде", и постановку вновь запретили. Теперь и саратовский театр драмы взялся за "опасный" материал – премьера по Булгакову прошла 1 и 2 апреля.

Строго говоря, "Кабала святош" в драме – это не только, и не столько Булгаков. В его основу легли сразу 3 произведения – собственно "Кабала", булгаковская же "Жизнь господина де Мольера" и классический мольеровский "Тартюф".

Такую многоходовку придумала Марина Глуховская, почти родной режиссер для театра драмы. За последние годы она поставила в Саратове 6 спектаклей. Судьбы у них были разные – от "Трамвая "Желание" и "Гамлета", которые были в репертуаре по несколько лет, до "Софьи Петровны", исчезнувшей, только успев появиться . Но, зная предыдущие работы Глуховской было понятно, что по проторенной дорожке она не пойдет, предпочтя классическому прочтению что-то нетривиальное.

Ожидания оправдываются в первом же действии, когда женские персонажи "Тартюфа" предстают с огромными шляпами-кораблями на головах. Вся эта "флотилия" безуспешно противостоит чарам обманщика Тартюфа. Хозяин дома, богатый господин Оргон, считает его образчиком святости, а потому готов простить ему даже амурное приключение с собственной женой.

Комедию разыгрывают актеры театра Пале-Рояль, существовавшего в реале в Париже с 17 века. Пока был жив Жан-Батист Мольер в Пале-Рояле набранная им труппа играла им же написанные произведения. "Несмотря на всю затушеванность намеков, политический смысл, который Булгаков вкладывает в свое произведение, достаточно ясен… Он хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при "бессудной тирании" Людовика 14-го", - писал председатель комитета по культуре аккурат перед тем, как пьесу и спектакль "Кабалу святош" в СССР запретили.

Тема "художник и тиран", казалось бы, является довольно избитой. Ну, кто не писал (снимал, играл) про оскорбленных цензурой и властью. Впрочем, Булгаков, а вслед за ним и Глуховская делают это тонко, старательно избегая прямых намеков. Но зритель все равно отыщет пугающие совпадения.
В сцене разбора редколлегией спектакля труппы Мольера, один из сочувствующих Людовику предлагает навсегда наказать безбожников: "Театры - закрыть, актеров - распустить, писателей - повесить на центральной площади". Согласитесь, идеальное созвучие с нашумевшей историей запрета оперы "Тангейзер" в новосибирском театре. Методы борьбы, конечно, изменились, но суть осталась прежней: все нестандартное должно ожидать забвение.

Французский король, исполненный Александром Каспаровым, являет собой удивительную квинтэссенцию образов умнейших тиранов прошлого и настоящего. На первый взгляд он дипломатичен, добр, справедлив, а еще так улыбается, что у подданных на душе всегда светло. Как только дело доходит до "закручивания гаек", его уже не узнать. Деспот разрешает играть труппе Мольера лишь легкие комедии, и то с дозволения церкви. И это тот случай, когда унижение страшнее смерти.

"Гвоздь" саратовского спектакля – Виктор Мамонов. Мастер великолепен и в ироничном Оргоне, и в трагичном Мольере. Образ великого писателя Мамонов рисует крупными мазками, не размениваясь на мелкие детали. Под стать ему и Алиса Зыкина. Стиль "на разрыв аорты", исповедуемый актрисой, как нельзя лучше подходит для воплощения на сцене нагрешившей и такой несчастной Мадлены Бежар.

"Кабала святош" претендует на звание самого масштабного спектакля саратовской драмы последних лет. За три акта и почти 4 часа на сцене появляются звезды театра прошлых лет, нынешние примы и премьеры, вчерашние выпускники театрального факультета консерватории (всего больше 20 человек). Редкое явление, но масштаб сочетается здесь не с желанием пустить пыль в глаза, а с действительно глубоким смыслом. "Кабала" не выглядит проходным развлечением, способным занять свободный вечер. Это спектакль для тех, кто способен думать и сопереживать героям, не только сидя в удобном кресле и попивая коньячок в антракте. Он про "подумать" и "почувствовать", а в идеале про "сделать" все, чтобы искать пугающие параллели больше никогда не пришлось.



Екатерина Ференец
3 апреля 2015
Электронное периодическое издание «Фокус города»

Возврат к списку