Пресса

Пресса


БЕДНАЯ ЛИКА


В нашей драме поставили культовую арбузовскую пьесу «Мой бедный Марат».

Уж сколько поколений выросло на этом замечательном тексте о любви. В 1964 году Алексей Арбузов пишет одну из своих последних пьес - пьесу «на троих». В первом полугодии 1965 года она шла уже в 45 театрах страны, через два года «Мой бедный Марат» назван лондонскими критиками «пьесой года», за два года она поставлена в 30 театрах Англии.У нас впервые появилась в московском Ленкоме в январе того же года в режиссуре легендарного Анатолия Эфроса, с Александром Збруевым, Ольгой Яковлевой, Львом Круглым. Был не менее знаменитый спектакль в театре Ленсовета, где Лику играла замечательная Алиса Фрейндлих.

Время показало, что сентиментальный Арбузов ( «Марата» тогда разругали в «Правде»),несмотря на приметы эпохи в его тексте, писал о темах вечных, самая вечная из которых – любовь. Так и представляют теперь пьесу в театре Моссовета – на белом фоне,в белых одеждах, отбросив все временные меты.

Не то Владимир Берзин, поставивший у нас.Он - ученик Эфроса и Васильева, и время такой же герой его рассказа, как тройка действующих лиц. Громадный буфет, похожий на корму корабля, ретроодежда, ретроприческа героини, , плакаты( картины?) атлетически сложенных людей, кадры советской кинохроники, возникающие в круглом старинном окошке, которое, если приглядеться, и не окошко вовсе - точно прицел снайперской винтовки. Старый вальс, всплывающий фоном. Мелодии из той, довоенной поры, а лейтмотивом - бодрящая увертюра к «Детям капитана Гранта». Чуть ироничное и вместе с тем - мягкое отношение к поре молодости наших родителей и родителей их родителей.

Но что же под прицелом в этой нехитрой истории, где трое совсем юных людей встретились однажды в блокадной ленинградской квартире, в разбомбленном ледяном доме, спасали друг друга, выживали , стали больше, чем, родными (их отношения сплелись в запутанный клубок, разрубить который бессильны и меч, и время)?Страна ли, улыбающаяся и марширующая под печально знакомыми «сияющими голенищами», ленинградцы ли, выживающие в этом огненном аду под вой сирены, сердца ли трех, впервые узнавших это сладкое слово любовь?

Скорей, последнее.Не любили бы там , не ставили бы так долго у нас Арбузова. Кудесник театра Эфрос отбирал именно такую драматургию для своих волшебных штудий. У театра же Берзина (читай, Васильева: ученик до сих пор работает в ШДИ- театре, созданном Мастером) - на первом месте текст, уважительное отношение к слову как таковому. Как-то наш постановщик сказал, что « существование в ЧУВСТВЕ превращает СЛОВО в междометие, уничтожает какой-либо в нем смысл, кроме самого чувства, в котором существует актер…Чувство в театре – это замечательно, но это приправа к основному блюду».

Что для «Бедного Марата» очень подходит, так как словами его герои - остряки Марат и Леонидик,и скорая на ответы Лика, просто –напросто играют, ловко подавая и отбивая подачи.

«Леонидик. Это кто на гитаре играет? -Лика. Сосед на балконе. Он лирик. - Марат. Лихо исполняет. - Лика. Он и романсы поет. - Марат (показал на Лику). Влюблен? - Лика. Страшным образом. Ему шестьдесят скоро. - Леонидик. По нынешним временам - жених. Руки-ноги есть».

Самый искренний в этой тройке Леонидик, он откровенно говорит Лике о своей любви : «Я без тебя пропаду. Ты для меня сестра и мать. Весь белый свет». А Лика влюблена в отчаянно смелого Марата, чувствует его ответную теплоту,не может не чувствовать, как женщина. Но женщина любит ушами, а поэт-лирик Леонидик говорит и говорит ей о своих чувствах.Вечная же присказка Марата: « сказал бы тебе, да не скажу». И даже в самый важный момент, когда решается его судьба, «друг народа» обещает сказать о своей любви …когда-нибудь потом.Вот еще почему она остается с эгоистичным, привыкшим быть центром мироздания Леонидиком ( вспомним, как не мог простить он «предавшую» его мать).

Уступил ему Марат, ушел из мужского благородства? Не так прямолинейно. Есть еще его невероятная гордость и цельность.Мальчишескую фантазию о пойманном диверсанте он превратит в самоцель - станет разведчиком, вернется с золотой звездочкой Героя…Но он не любит «толкаться», проживет как-нибудь и один... Марат в исполнении Максима Лактионова тонок,красив ,похож на вечного мальчишку, что соответствует тексту, и -несколько инфантилен. Всегда ровные интонации в голосе Лики – Екатерины Ледяевой большеотвечают режиссерской задаче ( чувство -приправа к основному блюду), чем логике роли.Наиболее убедительна актриса в первом акте, где она еще совсем девочка, встрепанный воробышек, защищающий свое право на жизнь в голодном, умирающем городе,в чужой,уцелевшей от бомбежки квартире. А вот Леонидик Григория Алексеева – философ и наблюдатель жизни –существует весьма комфортно в границах очерченного им образа.Как всегда, уютно устраивается в жизни и его герой.

Мудрее всех оказался максималист Марат, призывавший их не растерять идеалы юности.Это он скажет Лике, что самый главный враг себе – она сама. Оставшись с нелюбимым человеком, она предала и свою мечту –спасать мир от страшных болезней. И вышел из нее замотанный буднями врач поликлиники.Кто же бедный в этой истории, где у всех на языке «бедный Марат»? Лика сама бедная и есть .Мечется между двумя мужчинами - к одному тянет непреодолимо, бросить другого не позволяет гипертрофированное чувство долга .«Человек всегда должен всем жертвовать для другого», - очередная ее назидательная фраза , словно вычитанная из газеты «Правда».

Порастеряли свои идеалы и ее друзья –умница Леонидик стал каким-то второсортным поэтом, чьи книги « разбросаны в пыли по магазинам», отказался от своего счастливого билета - какого-то невероятно дерзкого моста и удачливый, бесшабашный Марат.Почему же не тяжестью ,а радостью так веет от первых сцен пьесы, спектакля, хотя и блокада, и смерть на каждом шагу, и замерзающий, обезлюдевший город? Да потому что юность, потому что жажда жизни, пробуждение неизвестных чувств, неведомых сил.

И после сильнейшей мизансцены, когда голодный замерзающий Леонидик ползет за растопкой , которое замаячила перед ним на горизонте, столько юмора и теплоты будет в последующих сценах…«Мне нравится ,что можно быть смешной,//Распущенной,и не играть словами //И не краснеть удушливой волной,//Слегка соприкоснувшись рукавами». Они и играют, все трое – смешно, самозабвенно, по-детски.

Тяжесть нарастает к последней сцене.Блокадные дети выросли, им пора принимать решения.Первый раз признается в своей слабости всегда сильный Марат : «Мне очень плохо. И если уж я пришел... все. (Почти грубо.) Я не к тебе... Я к вам обоим пришел». Сказочно счастливый финал, где Леонидик тайно вызывает с далекой стройки друга-соперника, а сам, решив начать новую жизнь, аккурат в новогоднюю ночь, тихо исчезает в метельной круговерти …психологически не слишком оправдан. Если б пьеса писалась в наше время, драматург наверняка закончил бы ее скучно,приземленно, как скучна наша обыденная жизнь.К счастью, Арбузов не дожил до поры всеобщего нигилизма и авторской волею волшебно соединил влюбленные сердца.

Эфрос, поставивший свой дивный спектакль, где кружева и оттенки чувств плетутся пленительнойОльгой Яковлевой, навеки закрутившей вокруг себя двух неординарных мужчин, признавался потом: «Между тем теперь, только теперь, спустя много лет после постановки, я понимаю, что к этому финалу нельзя было подходить столь натурально. Это был у Арбузова как бы момент мечты, момент сказки, и надо было оторваться от стилистики второго акта и вдруг перевести спектакль в совсем иной, неведомый план».Эфрос был излишне самокритичен. Он умел перевести спектакль «в неведомый нам план» гениальности.

В своих «Сказках старой коммуналки» автор учит не бояться мечтать и жить по таким же меркам. Когда это происходит с возвышенно прекрасной Ликой Ольги Яковлевой, иного и не ждешь.Лика в нашей версии ( в составе, который, я видела) сохранила в себе обаяние чистоты и детскости, но женской манкости тут ждать неоткуда.Возможно, из опасения перед режиссерским жезлом: как бы чувство не уничтожило смысл, наши ребята здесь недобирают. В любом случае история вышла добрая и очень трогательная .

И -снова звучит победительная мелодия Дунаевского.Он ведь тоже писал советские сказки.


Ирина Крайнова 
11 июля 2015
САРЫТАУН.АРТ


Возврат к списку