Пресса

Пресса


ЗАХОД БЫЛ БУРНЫМ



Даже очень. А что еще можно было ожидать от театра , который хоть и носит эпитет «русский», но составлен полностью темпераментными народами Кавказа?

На обменных гастролях в Саратовской драме побывал старейший Дагестанский русский театр ( 89-й сезон). Гастроли открылись хорошо известной драмой Гауптмана «Перед заходом солнца». Она была очень популярна в прошлые годы. Также гости показали музыкальную сказку про Аладдина, полную приключений и превращений, и притчевую во многом «Дорогую Памелу».

На открытии художественный руководитель театра (он же постановщик Гауптмана) Скандрабек Тулпаров с восточной красивостью произнес спич и щедро одарил театр в лице его худрука Григория Аредакова.В ответ дагестанцы получили невиданных размеров саратовский калач.

Почему театр снова и снова обращается к этой, не самой «легкой» пьесе? Постановщик отвечает на этот вопрос:

«Сегодня, как и сто лет назад, эта история странной любви 70-летнего мужчины и 20-летней девушки по-прежнему волнует и восхищает. Сущность драмы заключается в том, что наследники Маттиаса Клаузена, из которых иные его обожают и перед ним преклоняются, не хотят и мысли допустить об этом «ужасном браке».

Видела я когда-то спектакль в исполнении ведущих артистов прошлого, но смотрелся он как-то скучно и ненатурально в некоторых местах. Тогда еще не было принято , чтобы старики увлекались молоденькими женщинами.Другое дело сейчас, когда то и дело слышишь, как медийные лица связывают свою жизнь с избранницами на 60 лет моложе себя.Но как это показать на сцене, чтобы у зрителя не возникло чувство неловкости и отторжения, вполне законное для такой щекотливой ситуации?

Скажу сразу, что нашим гостям удалось избежать всех подводных камней. И «виной» тут та мера свежести и искренности чувств, которая в театре постмодернизма с его разъедающей иронией давно утрачена.А у дагестанцев осталась! То ли отдаленность от главных театральных центров сказывается, то ли дело в другом менталитете. Но актеры ( а состав очень сильный) играют здесь еще «по Станиславскому», психологически выстраивая отношения и диалоги между собой.Выглядит это немного наивно, кое-где излишне пафосно, но в целом убедительно. Есть здесь заслуга режиссера, который неожиданно поставил Гаптмана, как очень динамичную пьесу, с неожиданными поворотами. И конечно, двух главных героев – «великих стариков» своего театра, как я понимаю.Это народные артисты России Айгум Айгумов в роли Маттиаса Клаузена и Юрий Колчин в роли спасшего его доктора Штайница.

У них прекрасный дуэт, это друзья по пьесе и понимающие друг друга без слов партнеры.Они так еще по-мужски сильны и харизматичны, что совершенно понимаешь юную Инкен (очаровательна в этой роли Ю. Майорова), всерьез влюбившуюся в тайного советника, почетного гражданина , отца большого семейства.Обаяние Айгумова в роли Маттиаса, его эмоциональное воздействие на окружающих безгранично.Стоит вспомнить столик, который он в порыве гнева роняет вместе с зарвавшимся адвокатом -он помнит еще мальчиком! Выглядела эта «акция» совершенно спонтанно.

И еще несколько таких вспышек дождемся мы от Маттиаса , и увидим его юношескую шаловливость в пору их недолгого швейцарского счастья… Все – к концу пьесы это усталый от борьбы за свое счастье человек, уже принявший свое нелегкое решение.Много других удач в спектакле. Очень хорош и любимый сын Клаузена Эгмонт (А. Степанов). Но права Инкен: его отец – один такой, подобных ему нет.

В спектакле много танцуют, (иногда неоправданно много), художник Б.Голодницкий легко трансформирует пространство с помощью прозрачной мебели с высокими спинками, за которой легко укрыться от отцовского гнева; трагическая музыка нарастает к финалу…Это действительно очень большая работа коллектива.Жаль, что не удалось посмотреть другие работы театра.

Ирина Крайнова
14 сентября 2015
САРЫТАУН.АРТ

Возврат к списку