Пресса

Пресса


«Эх, в вагон бы да на полку в месяц раз и не реже...» 



«Эх, в вагон бы да на полку в месяц раз и не реже...»
Саратовская театрально-кинематографическая осень-2015 не раз напомнила зрителям имя известного отечественного прозаика, драматурга, сценариста Алексея Слаповского.

3 ноября показом фильма режиссера Сергея Пускепалиса «Клинч» по сценарию Алексея Ивановича завершился XII Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Тремя неделями раньше в академическом театре драмы имени И.А.Слонова состоялась вторая премьера нового, 213-го сезона. Спектакль по своей пьесе «Сошедший с поезда» на Малой сцене театра Слаповский и поставил сам. 

Телезрители знакомы с творчеством нашего земляка по его сценариям к сериалам «Участок», «Остановка по требованию», «Узкий мост», «Пятый угол», «Ирония судьбы. Продолжение». Острота интриги и непредсказуемость роднят все произведения Слаповского. «Не может быть», — посещает мысль при определенном повороте сюжета, и через некоторое время она сменяется не менее решительной: «Это самый правдивый расклад событий». 

В «Сошедшем...» душевно и просто звучит любимая тема Слаповского: как много людей живут не своей жизнью. И большинству, увы, не понять, что все: утрата самоидентификации произошла. Ведь как поется в известном шлягере «все бегут-бегут-бегут-бегут, бегут-бегут-бегут-бегут». Для осознавших «превращение» ситуация развивается уже по сценарию песни Александра Розенбаума. Тут уж либо «четвертиночки осколки прямо в кровь руки режут», либо — «эх, в вагон бы да на полку в месяц раз и не реже». 

«Сошедший с поезда» Антон (Григорий Алексеев) выбрал второе. И остался на полустаночке, потому что приглянулась ему торгующая нехитрой снедью девушка Лара (Татьяна Родионова). А поезд с вещами да документами дальше попыхтел. И завертелась в доме Лары жизнь затейливая. 
Муж Роман (Александр Фильянов) не расстается с ружьем, но провоцирует жену на отношения с «сошедшим с поезда». Антон уже клянет-проклинает «ветер перемен», которому еще недавно был так решительно рад. С еле заметной загадочной улыбкой наблюдает за разгорячившимися мужчинами Лара. Роман рассказывает Антону про то, что хочет уйти к любовнице, давая тем самым сопернику «зеленый свет» на отношения с Ларой. Но почему же так испытующе всматривается нечаянному постояльцу в лицо? Антон, известный музыкальный продюсер, в свою очередь по одному ему ведомой причине сознательно соскакивает с «цивилизационной» иглы. Загадкам в спектакле нет числа (Алексей Слаповский постановку так и нарек: «загадочная история»). Зрители с огромным удовольствием и затаив дыхание следят за причудливыми раскладами, которые судьба приготовила троице. 

В «Сошедшем» нет ничего однозначного. Ясно лишь, что все трое «вышли из себя». Во всех смыслах. По этой причине молодые люди и оказались в одном месте в одно время. Цель встречи очевидна: каждый изо всех сил пытается распутать болезненно сложный клубок взаимоотношений с самим собой и пытается вернуть СВОЮ жизнь. История, казалось бы, проста, и заложенные в нее смыслы считываются «на раз». Но в какую «вкусную» форму она облечена, как остроумно режиссер устраивает своим любимым героям сеансы психоанализа! 

Рассказчик (Игорь Игнатов) напрямую подает им реплики и обсуждает с ребятами происходящее. Если бы не прямолинейность дарования Игнатова, фантасмагория, в которой Слаповскому так привычно существовать, была бы еще изящнее. Но в дальнейшем эта особенность артиста становится настоящей находкой для постановки. Рассказчик превращается в полицейского, в представлении которого мир устроен крайне несложно. Действительно, зачем усложнять, просто учитесь прислушиваться к себе, и тогда утрата самоидентификации не страшна, — получает весточку зритель. Режиссеру прекрасно вторит художник-постановщик Юрий Наместников. Быт Лары и Романа, окрестности, нарисованные в первом действии, становятся настоящими во втором. Сахарно-белые на срезе дрова, банки с соленьями и даже кусок рельсов — как же много в этом жизни. 

Спектакль дарит много радостных открытий. Но особенно хочется подчеркнуть следующее. Уникальность жизненной и эмоциональной памяти, которой природа наделила Александра Фильянова, позволила потрясающему саратовскому актеру на театральной сцене создать почти документальный образ Романа. Настолько он художественно правдив. Вне сомнений, эта удивительная актерская щедрость является еще одним весомым аргументом посмотреть «Сошедший с поезда» не один раз. Когда театр искренне делится такой радостью бытия, грех ее не принять. И жизнь перестанет казаться «странным сном».

Елена Маркелова
11 ноября 2015
Известия Саратов

Возврат к списку