Пресса

Пресса


О, ЭТА РЫЖАЯ  БЕСТИЯ! 


Многих, очень еще многих сведет с ума Кармен-Эльвира Иртуганова и Эльвира Иртуганова (читай, Кармен)
Потому что это тот самый случай, когда яркие внешние данные актрисы, ее взрывной темперамент совпадают с теми, что заданы ей ролью. Эльвира всего лишь третьекурсница Саратовского театрального института, но она ученица самого Александра Галко, народного артиста России, сильнейшего в настоящее время мастера. И весь курс уважаемого профессора – как на подбор.

В спектакле «Вот так мы учимся» (Саратовская академдрама), определенном жанрово как класс-концерт, ребята сначала показывают ритмический этюд на музыку Бизе- Щедрина «Кармен». Когда-то Щедрин взял на себя смелость музыкальный шлягер Бизе превратить в балет для своей МАЙИ. Александр Григорьевич, педагог его курса Артем Кузин и актер Алексей Кривега рискнули по-своему прочесть шедевр двух замечательных композиторов.

Здесь, как и у Щедрина, нет дополнительных героев и «лишних» поворотов сюжета: ни возникающей невесты Хозе, ни его солдатской службы, ни вербовки в контрабандисты. А есть только раскаленный от страсти (к корриде ли, к женщине ли?) летний Мадрид, чувственная красавица в коротеньком темном платье, по мгновенной прихоти бросившая черную розу высокому незнакомцу. И она же, почти сразу увлекшаяся другим, тоже статным молодцем, ловко повторяющим предстоящий бой с быком. И его ждет подарок от неотразимой красотки.
Давно всем известно, что черная роза – эмблема печали, красная роза - эмблема любви. Да и вишневый подбой пышных юбочек Кармен отсылает к косынке на шее бравого тореро (художник спектакля – Юрий Наместников). Хосе же, наивный, как все, влюбленные впервые, носит шейный платок цвета неба.

Хореография постановки несложна и весьма условна. Стилевое богатство испанского танца сымитировано подтопыванием и хлопками. Никаких характерных жестов, ни знойных выходов «на круг». Но вся эта масса в черных трико движется так слаженно, так азартно («истовость взгляда – неистовство зала»). Очень чувственны сцены любви, динамичны – репетиции и собственно корриды, смерти Кармен. Трагедия жизни роковой красотки, которая не может любить долго - у любви, как у пташки, крылья!- показана убедительно и пластично. Причем - всем курсом.

Мне вспомнилась недавняя постановка тюза : заведомо хореографическая , широко разрекламированная, с громкими именами. Там было все: обильные дымы, бесконечные метания по сцене, эффектные движения модерна, стильная музыка, громкая декламация – не было только внятно рассказанной истории любви и смерти. А «Кармен» студенческая, не претендующая на мировые лавры, простыми, лаконичными средствами всю силу страсти и глубину пропасти за ней показала.

Во втором отделении будущие актеры превращаются в синхронистов. Они не поют вместо звезд эстрады. Имитируют пение и слегка его шаржируют. Правда, мне показалось, что слишком серьезную песню Гурченко избрала студентка для ее показа. Зато Дима Билан, Ирина Аллегрова, Маша Распутина и Михаил Круг показаны без пяти минут дипломниками «Точь -в -точь». А еще были Фредди Меркьюри, дуэт «На берегу» , PSY …- чем дальше, тем выглядели они забавнее.

Нас как бы посвятили в тайну рождения из неумелых студентов магов и чародеев сцены. Они уже и сейчас многое могут. Ведь спектаклю ровно год, поставлен он, еще когда они были второкурсниками. То ли еще будет, ой-ей-ей!

Ирина Крайнова
28 октября 2015
САРЫТАУН.АРТ

Возврат к списку