Пресса

Пресса


Прямая речь Александра Галко 

…Театр — это место, где должны быть звёзды! И этих, будущих звёзд видно уже в процессе студенчества. Был курс, на котором учились Оля КУЛИКОВА и Дима КУЛИЧКОВ, был курс 2005 г. с Алексеем КОМАШКО. С яркими Сашей ФИЛЬЯНОВЫМ, Алексеем КРИВЕГОЙ, Катюшей СТАРОСТИНОЙ, пришедшими в ТЮЗ.

…За годы обучения студенты становятся чем-то большим, чем твоими учениками. В них вкладывается столько сил, энергии и души, что возникает настоящее чувство родства.

…Оболочка спектакля — да, может, и должна быть современной, но вот чем заполнить оболочку? По-настоящему современно только вечное.

…Я всегда восхищался искусством красиво стареть. Оно дано немногим. Это, если угодно, признак интеллектуальной и духовной породы. Самодостаточности, некоего внутреннего огня в человеке. Никакая, самая изощрённая пластика не одарит этой врождённой способностью достойно выглядеть, когда тебе за семьдесят и даже за восемьдесят.

…В настоящей подлинной красоте непременно должен быть какой-то особый штрих, быть может, даже изъян. И именно этот изъян подчёркивает гармонию облика. Красота всегда нечто. Она не монтируется. Выпадает из стереотипов!

…Глаза сообщают о своём владельце всю правду. Никто и никогда не переубедит меня вот в чём: если в глазах нет доброты, самые выразительные глаза не могут быть красивы. Любовь — это счастливая трагедия или трагичное счастье. Потому что даже счастливая любовь всегда несовершенна, всегда несёт в себе заряд или оттенок трагедии, расставания, непонимания, ощущения того, что кто-то любит больше смерти, наконец.

…Голос, на мой взгляд, это звучащая суть человека.

…Телевидение, опошлившееся до предела, до оголтелости, с удовольствием, с перехлёстами демонстрирует нам не только быт богатых, но и бытие опустившихся на дно. Бытие бомжей и изгоев. Я полагаю, что на самом деле Россия — это не страна миллиардеров и не страна изгоев. На самом деле Россия другая. Где люди, да, очень трудно, но честно зарабатывают на свой кусок хлеба. Но повседневная тяжёлая работа не отнимает у них возможности мечтать. Люди не теряют себя. И я верю в эту, другую Россию. В Россию мальчиков и девочек, приходящих на театральный факультет с мечтой сыграть Ромео и Джульетту.

…Прожив большую сложную театральную жизнь, я понял одну простую вещь: всё в этом мире зависит только от тебя. Да, судьба, фортуна и прочие затейливые штуки, но всё это важно и одновременно вторично. Потому что жизнь вокруг — это ты сам. И только от тебя, от того, как ты воспринимаешь те или иные события, как ты их чувствуешь, пробуешь на вкус, как ты их востребуешь и интерпретируешь, развивается твоя дорожка судьбы. Сейчас не просто лютое, а, простите за грубость, бардачное время. И в период, когда из любой розетки лезет пошлость, тупизна, глупость, агрессия, ни в коем случае нельзя позволять людям ли, обстоятельствам, втягивать себя в этот множащийся хаос. А противостоять хаосу можно лишь одной очень простой вещью — создавать свой мир. Свои компании. Своих друзей. Это единственный путь сохранения себя.

…Человечество должно как-то притормозить, остановиться в своём неудержимом беге к собственному самоуничтожению, к концу. В этом смысле была бы благодатна, наверное, некая субстанция, ограничивающая грехи, низменные страсти. Что-то вроде детектора лжи. Только в виде браслета. Или кольца. Пусть бы на этом фантастическом предмете вспыхивала надпись: вы у предела, остановитесь. Может быть, торможение возможно только таким путём. Может быть, нас можно спасти только так… Я не знаю…

***

Автора этих замечательных цитат уже нет на свете. Мастер никогда больше не даст своих уроков тем, кому самоотверженно отдавал всё своё время и все свои силы. Но в их воспоминаниях он наверняка — навсегда. Потому что театральная школа, которую Александр Григорьевич неукоснительно исповедовал, предполагала дух отцовства — строго и щедрого, бескорыстного и требовательного, жёсткого и бескомпромиссного. Но не сомневаюсь: спектакли с участием и под режиссурой Галко — в памяти его зрителей и коллег, его остроумие и теплота — в сознании его родных и друзей, его искромётные театральные уроки — в творчестве его учеников. Сегодняшних, совсем юных и тех, кто уже давно стали именитыми актёрами и режиссёрами.

Он не баловал похвалами, каждая из них была для его студентов как драгоценный орден. Но встречались на его пути личности, чей творческий потенциал он чрезвычайно ценил, и среди них, безусловно, его выпускник Артём КУЗИН. Были люди, которых он любил, и среди них, бесспорно, его друг Илья КИЯНЕНКО и декан, а ныне директор его родного театрального института, как называл он её сам в приватной беседе, Наташенька ГОРЮНОВА.

Александр Григорьевич говорил, что он видел на своём веку невероятно талантливых актёров, и непременно называл при этом Евгения МИРОНОВА. Галко чрезвычайно ценил многих своих сценических партнёров, но особенно прекрасные слова он неоднократно адресовал в адрес Людмилы Гришиной и Риммы Беляковой — двух народных актрис Он дорожил победами своих учеников и никогда не выпускал из поля своего внимания тех, кого любил — своих театральных детей… В этом тексте о нём невозможно назвать всех фамилий тех, кто был важен для его души. Впрочем, вы, читающие эти строки, а значит, любившие ушедшего, и без того всё понимаете. Актёр и театральный педагог, он был убеждён в силе и особой магии саратовской театральной школы. Школы, где с людьми занимаются индивидуально, где обучение никогда не ставится на поток.

Александр Галко не успел выпустить свой курс. Его последняя работа, дипломный спектакль «Собака на сене» придёт к саратовским зрителям уже без него. Того, кто чутко следил за развитием сюжета, за каждой репликой, за каждым вздохом своих ребят, больше нет на земле — его театральное кресло наставника и учителя опустело. Этим юношам и девушкам очень больно и сложно играть без него. Им почти невыносимо. Но они справятся. Потому что несовершенства терпеть не мог их МАСТЕР. И поэтому я не сомневаюсь: впереди нас ждёт интереснейший спектакль. Быть может, один из самых ярких, потому что ответственность велика. Ответственность удваивается и утраивается. Потому что скорбь соседствует со стремлением соответствовать заданному им уровню. Потому что боль потери перекликается с мистической надеждой: он и из вечности будет наблюдать за ними… С уходом легендарного педагога и руководителя курса искромётный шедевр Лопе де ВЕГА приобретает статус не просто дипломного, а последнего спектакля Мастера.

Его телефон больше никогда не ответит. Но так хочется набрать его и на одну, восхитительно безумную минуту поверить: вот сейчас тебе ответит этот низкий глубокий загадочный голос театрального Мессира.

Его театральные дети будут непременно взяты под крыло коллег по театральному цеху. Их обязательно выведут на большую сцену коллеги ушедшего Мастера.

Александр Галко знал цену Театру — его красоте и ужасу, его счастью и отчаянию. Он понимал, что ТЕАТР забирает человека целиком, порабощает и… коронует его, и только при этом условии рождается потрясение от актёрских ролей.

Король умер. Да здравствует король по имени Театр, которому столь самозабвенно служил ушедший Мастер.


13 апреля 2016
ИА Saratovnews


Возврат к списку