Пресса

Пресса


Цена любви

Заполучить в свое распоряжение известного в России режиссера Александра Кузина наш театр драмы пытался давно. «Пять лет мы его ждали и вот наконец дождались», – не скрывают радости в театре. Радоваться есть от чего: надежды, которые возлагались на режиссера, полностью оправдались, что само по себе большая редкость. Спектакль «Бешеные деньги» в его постановке по пьесе Александра Островского получился легким, изящным и в очередной раз доказал: нет ничего лучше старой доброй классики. А те новомодные режиссеры, которые считают ее скучной и устаревшей, на самом деле, как в том анекдоте про котят, просто не умеют их «готовить».

Изящные декорации дворянских усадеб погружают зрителя в атмосферу середины XIX века. Резные кованые скамейки, благородная лепнина на стенах, элегантные шляпки и платья, костюмы у мужчин – все настоящее, со всеми деталями интерьера и стиля, что не может не радовать. В последнее время постановщики аутентичностью сценографии почему-то пренебрегают, предпочитая условность, а зря – это срабатывает далеко не всегда.

В симпатичную, но страшно корыстную барышню, которую играет Зоя Юдина, влюбляется неуклюжий с виду, но добрый, «душа на распашку» провинциал Васильков (Александр Кузьмин) и решает завоевать сердце красавицы и жениться. Он, наивный, еще не знает, что сердца у красавицы нет – ее интересуют только деньги. Запросы у барышни головокружительные, самым большим несчастьем в жизни она считает жизнь в нищете и готова на все, чтобы этого избежать. Причем настолько «на все», что иногда ее даже становится жалко: неужели ради роскоши стоит так себя мучить? Но заботливая мамочка (Евгения Торгашева) ее всячески в этом поддерживает...

Знакомые главного героя, решив над ним подшутить, пускают слух о его несметных богатствах и золотых приисках, и это становится для дамочек приманкой – Васильков женится. Когда же выясняется, что приисков нет и в помине, брак, который и до этого был формальностью, окончательно распадается. Пытаясь спасти свое положение, героиня Зои Юдиной кидается от одного мужчины другому, но в итоге страшно обманывается – все оказываются финансово несостоятельными, все ее используют и в итоге бросают.

Но самый страшный удар ее ожидает в конце, когда она узнает, что ее муженек, столь ею не любимый, разбогател. Эпизод, когда он весь в белом и темных очках входит к ней с победоносной миной, можно считать кульминационным. Зрители так и рухнули – ай да олигарх! Режиссер подошел к делу с юмором: спектакль хоть и классический, но темы все вечные и аллюзии вполне современные и легко просматриваются.

Заканчивается спектакль моментом глубоко воспитательным, раскрывать который не будем, дабы не убивать интригу. Но думается, что школьницы, которых нагнали в воспитательно-просветительских целях в тот день на премьеру вместе со школьниками, были впечатлены. Не знаю, будут ли их выводы благородными, решат ли они, что любовь дороже денег, или останутся при модных ныне прагматичных убеждениях. Но надеюсь, что если уж станут они гоняться в своей жизни за олигархами, то будут это делать, по крайней мере, умнее, сто раз отмерив и убедившись, что перед ними уж точно настоящий олигарх. Ну чтобы не опростоволоситься так бездарно…

В спектакле хорошо просматривается конфликт двух эпох и двух разных исторических классов, характерный для Островского. На смену изящным бездельникам, прожигающим жизнь красиво, приходят новые люди – дельцы, умеющие зарабатывать и экономить. В спектакле их приоритет очевиден, потому что главный герой оказывается еще и привлекателен по-человечески. Но и симпатии к столичным мотам режиссер явно не скрывает: они не слишком закомплексованы, зато умны, изящны и легки на подъем. И к жизни относятся тоже легко и изящно. Эту троицу блестяще играют актеры Андрей Седов, Александр Каспаров и Виктор Мамонов. Смотреть на них одно удовольствие, да и самим им играть в этом спектакле явно нравится. Оттого он и смотрится на одном дыхании. Крепкий, энергичный, со вкусом сделанный спектакль для детей и взрослых. Классика жанра.

Елена Балаян

3 мая 2012

Взгляд


Возврат к списку