Пресса

Пресса


Красота – страшная сила

Саратовским зрителям предложили выйти на европейский уровень

В Академическом театре драмы болгарский режиссер Явор Гырдев поставил пьесу немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод». Роли в сатирическом кабаре исполняют заслуженные артисты России Игорь Баголей, Эльвира Данилина, Владимир Назаров и артист Андрей Седов. Премьера стала событием культурной жизни Саратова.

Спектакли по творениям популярного сорокалетнего драматурга Майенбурга сегодня идут во многих ведущих театрах мира. Хорошо известен в профессиональной среде и его ровесник режиссер Гырдев: поставленные им на разных сценах Болгарии спектакли были показаны почти во всех европейских странах, он работал в Германии, Франции и Турции, дважды в столичном Театре Наций. В 2008 году за дебютный и пока единственный фильм «Дзифт» Явор Гырдев получил приз Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу.

В российской провинции Гырдев ставит впервые, и приятно, что он откликнулся на приглашение именно нашего театра драмы. Философ по образованию, Явор свободно говорит на нескольких языках, в том числе и на русском. Так что с саратовской труппой он быстро нашел общий язык и буквально заворожил артистов и все театральные цеха профессиональной дотошностью и непривычным перфекционизмом. Максимально серьезное отношение к делу показало все прибывшее из Болгарии в Россию творческое трио: режиссер Явор Гырдев, художник Венелин Шурелов и композитор, автор оригинальной музыки к спектаклю Калин Николов.

Пьеса Мариуса фон Майенбурга идет во многих странах и оказывается актуальной повсюду. «Последний спектакль, о котором я читал, вышел недавно в Австралии», – говорит Гырдев. В марте «Урода» в московском театре «Практика» ставил британский режиссер.

Текст написан блестяще, он из тех, что сам по себе способен вытащить любой спектакль, даже если режиссер в нем ничего не понял и артисты сыграли плохо. Но в этом случае ничего вытягивать не нужно было. Режиссер сделал постановку живой, объемной и яркой, актеры выложились на сто процентов.

История не новая: обычный инженер чрезвычайно несимпатичной наружности жил в таком политкорректном окружении, что о своем уродстве даже и не подозревал. Узнал случайно, когда ему отказали в праве провести презентацию собственного изобретения. Любящая жена призналась, что душа у него, конечно, добрая, но... В общем, инженер сделал пластическую операцию, стал красавцем, но ничего хорошего в итоге не вышло.

– Это очень важная проблема, связанная с идентичностью современного человека: как сочетать необходимость вписаться в общество с непреодолимым желанием быть индивидуальностью? – объясняет Явор Гырдев. – Потерять свое лицо и приобрести новое, идеальное – один из основных факторов успеха в современном обществе. Майенбург замечательно исследует взаимодействие рыночного мышления с человеческой уникальностью. Законы общества потребления все больше влияют на наше самосознание, меняют наш внутренний мир и отношения с близкими людьми. И могут довести нас до того положения, когда мы уже не в состоянии будем ответить на вопрос: кем мы стали?

Вечерами, когда в драме идет «Урод», по театру в буквальном смысле слова пух и перья летят. Венелин Шурелов придумал необычную конструкцию: большая сцена уменьшена (гости признались, что им привычнее работать не в таких масштабных залах), пространство ограждено статичным занавесом из черных птичьих перьев, подвижная его часть – снежно-белого цвета. И лишь иногда подсвечивается, становится ярко-розовой или зеленой. Или превращается в экран для видеопроекций.

Все, что видит зритель на сцене, строго графично. Черно-белые костюмы и минимальные декорации. Выбеленные лица, черные парики и губы артистов. Первое зрительское ощущение – какой-то искусственности, даже претенциозности происходящего. Но это ощущение быстро проходит, людям в странных масках и нарядах начинаешь сочувствовать и сопереживать. Исполнитель главной роли Игорь Баголей играет пронзительно: такой достойной профессиональной работы у него давно не было. Блестящий фрагмент спектакля – его диалог с самим собой. У остальных действующих лиц по две роли, актеры не сходя с места переходят от одного образа к другому (жена и богатая старая дама, ее сын и ассистент главного героя, начальник и пластический хирург).

– Игорь Баголей, Эльвира Данилина, Андрей Седов и Владимир Назаров выполняют непростые, но очень интересные задачи. Я искренне доволен нашей совместной работой, их внимание было постоянно сосредоточено на том, что мы делаем, – благодарит актеров Явор Гырдев. – В Москве этого трудно добиться, потому что внимание артистов разорвано, они одновременно находятся в самых разных местах – кто в другом проекте, кто в сериале. В Саратове мы работали очень тщательно. По нынешним временам это роскошь. Самый большой дефицит современности – сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Нам удается его восполнить.

Премьерный спектакль в Академдраме – непривычное театральное впечатление (и непривычно недолгое: час сорок минут без антракта). Яркое, очень интересное, непременно достойное зрительского внимания.

Валерия Каминская

28 декабря 2011

Неделя области


Возврат к списку