Пресса

Пресса


«Урод» в хорошей форме

20 декабря на большой сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова состоялась премьера спектакля «Урод» по пьесе молодого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Над ним работала творческая группа из Болгарии: режиссер Явор Гырдев, сценограф Венелин Шурелов, композитор Калин Николов. Незатейливую пьесу о том, как «сущий урод» лицом инженер Леттэ прибегает к помощи пластического хирурга для раскрутки своего изобретения и тем самым теряет себя, Явор Гырдев (между прочим, дипломированный бакалавр философии) облекает в роскошную сценическую форму. Режиссер словно издавна знал о взыскательности саратовской публики или угадал, что в душе наших театралов присутствуют мысли о собственной самоидентификации более крутого замеса.

«В черной-пречерной комнате жили странные-престранные люди» – абстрактный мир, созданный Гырдевым, незаметно трансформируется из квартиры в кабинет начальника, из кабинета ― в хирургическую палату. Гигантские занавесы из черных и белых перьев ― жуткая вязкая масса, словно щупальцами обволакивающая героев спектакля. Как незаметно меняется место действия, также мастерски из образа в образ перетекают актеры. Режиссер безошибочно распределил роли. Урода Леттэ играет заслуженный артист России Игорь Баголей. Его жену – заслуженная артистка России Эльвира Данилина (в этом спектакле актриса также перевоплощается в старую богатую даму Фанни). То, что эти актеры красивы изначально, в спектакле не играет никакой роли. Гырдев всех четверых (довершают блистательный актерский ансамбль «Урода» заслуженный артист России Владимир Назаров и актер Андрей Седов) превращает в готов. Каждый из них словно заражен танатофилией – желанием поиграть в смерть. Жутко смотреть, как «зависает» в воздухе на практически незримых стальных прутьях прооперированный Леттэ. Старая богатая дама Фанни целует шрам за ухом Леттэ абсолютно по-вампирски, словно говоря: «Теперь ты один из нас». Образ жгучей брюнетки великолепно идет Эльвире Данилиной. А как мастерски в одну секунду актриса превращается из корректной и мягкой Фанни-жены в жесткую старую даму! 73-летняя красавица не испытывает никаких рефлексий по поводу коррекции внешности и берет от жизни все. Переживать по этому поводу ― миссия Леттэ. Игорь Баголей, в отличие от своих партнеров, исполняет в спектакле одну роль. Но после того, как его герой проходит путь от благодушного семьянина и успешного ученого до абсолютно раздавленного попытками самоидентификации человека, понимаешь: перед нами словно несколько судеб соединились в одном лице. Печальная мысль о том, что «перекраивая» лицо, в какой-то степени отказываешься от себя прежнего, не покидает на протяжении всего спектакля. Причем диалоги в пьесе не лишены юмора, а режиссер саму идею «поменять лицо» возводит в степень. Шеффнер (в одном случае это начальник Летте, в другом ― пластический хирург) в исполнении великолепного Владимира Назарова бесстрастно-элегантно констатирует уродство инженера. «Начнем с носа» и «Я пока фрукты почищу» из уст Владимира Павловича звучит настолько цинично и в то же время элегантно, что зал встречает каждую реплику Шеффнера смехом. Уморителен и Карлманн (актер Андрей Седов). Незадачливый коллега Леттэ, превращающийся в сына старой Фанни, Карлманн Седова ― воплощение растерянности от натиска империи искусственой красоты, резко сменяющейся решимостью лечь под нож хирурга. И неважно – с какой целью ― тоже продвинуть на рынок свое изобретение или понравиться любимому человеку. Одинокий нелепый сын молодящейся матушки, семенящий за ней то ли с нанокошкой, то ли нанотаксой. Андрей Седов показал, что способен пребывать не только в амплуа «вечного мачо», но и в образе характерного персонажа.

Благодаря великолепной сценографии, музыке, спецэффектам Явор Гырдев заложил в спектакль несметное количество смыслов. Вне всякого сомнения, оплеуху «силиконово-ботоксной физиономии» он отвесил отменную. На то оно и сатирическое кабаре» – так обозначен жанр спектакля. Но нам зрителям предстоит раскрыть их, раз за разом приходя на встречу с «Уродом». Да и просто посмотреть стоит. Такого качественного эстетского продукта саратовская сцена не видела давно.

… Говорят, что таких совпадений не бывает. В дни премьеры на сцене саратовской Академдрамы спектакля «Урод» в Москве во время пластической операции умерли две женщины.

Елена Маркелова

23 декабря 2011

Известия


Возврат к списку