Пресса
«Моя Марусечка» в театре драмы: Back in the USSR, или Маленькие трагедии большой страны
В театре драмы новый театральный сезон открылся премьерой спектакля «Моя Марусечка» в постановке Марины Глуховской, которая регулярно создает на Большой сцене саратовской драмы новые блокбастеры, независимо от того, насколько «коммерческой» будет пьеса. Ее постановки Шекспира, Достоевского, Толстого, Булгакова вызывают интерес у публики, получают награды, а премьеры всегда ожидаемы и обсуждаемы.
Марина Глуховская — настоящая волшебница и большой художник: она творит свои инсценировки не только из «опорного материала», им в нашем случае стала одноименная повесть Александры Васильевой. Когда слов заглавного автора не хватает, герои могут заговорить «чужими словами». В этой постановке углубляют авторский материал стихи Галича, Аронова, Плисецкого.
Уборщица Маруся (Алиса Зыкина) живет тихой незаметной жизнью в провинциальном городке. Она воспитывает Митю (Максим Локтионов), сына умершей сестры, своего личного счастья так и не узнав. Заглавную героиню окружает много людей: соседи и сотрудники магазина, в котором она работает. Хоровод судеб, оказавшихся в поле ее зрения, и составляет основное действие спектакля.
Вот Оля (Дарья Родимова), которая «рОстит для Родины десять детей» и ни о чем не жалеет, разве что, что дети много едят. Алюська (феерическая Эльвира Данилина), завотделом сыпучки, беспокоится о внешнеполитической ситуации, а Мишаня (Владимир Назаров) собирается в Израиль… Вот директор магазина (Валерий Малинин), не пропускающий мимо себя ни одну юбку. Его жена Женюра (Дарья Ревина) страдает не только от измен благоверного, но и от зависти. Правда, прима театра, которой она завидует, тоже несчастна (и здесь измена!). Светлана Москвина (та самая прима) под занавес первого действия так исполнит «Валенки», что проберет до печенок, а будоражащая массовая сцена не оставит зрителям выбора — аплодировать, однозначно.
Судьба Маруси на фоне всех этих многочисленных разочарований — неудач — ошибок — потерь и, в конечном счете, личных трагедий выглядит среднестатистической. Мифология местного разлива, рассказывающая о приезде Галины Брежневой, лишь еще больше оттеняет будничность и незаметность судеб людей, ради чего-то пришедших в этот мир. Ну, не ради же обличения «псов сионизма» и соответствия требованиям «санписстанции». И вот тут Глуховская масштабирует прозаический материал всеми возможными средствами: получается эпическое полотно, в котором забавные детали советского прошлого в виде недолитого/разбавленного пива и вечного фигурного катания по телевизору контрастируют с напоминаниями о репрессиях. «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!» — звучит с одной стороны, «Облака плывут в Абакан» — откликается с другой.
Главным персонажем спектакля становится Саша, соседка Маруси, возведенная Глуховской в ранг «путешественницы во времени». Зоя Юдина в этой роли становится наблюдателем, отчаянно переживающим все перипетии марусиной жизни, и вообще отвечает в спектакле за трагическую линию повествования. Ее монолог про 500 рублей, такой пронзительный, звенящий, станет точкой невозврата, переходом из мажора в минор. Вообще весь спектакль пройдет на контрасте — неустроенность личных судеб на фоне огромной махины Советского Союза, которая монументальным фоном возвышается над этими маленькими человечками.
Кажется, в этом спектакле объединяются две диаметрально противоложные позиции: ностальгирование по идеальной великой стране и яростное обличение ее «перегибов». Каждый выберет свою:
Уйти в разряд небритых лиц
от розовых передовиц.
Или все же
I’m back in the USSR
You don’t know how lucky you are, boy
Светлана Дергачева
8 октября 2019
Городской портал «Твой Саратов»