Пресса

Пресса


Константин Солдатов: «Ребеночек под названием «спектакль» рождается в удовольствии»

Городской романс с лаконичным названием «Парикмахерша» по одноименной пьесе современного драматурга Сергея Медведева увидят в предстоящую субботу все те, кто решит провести вечер в компании потрясающего актерского состава саратовского театра драмы. Пьесу, автор которой, кстати, обещался присутствовать на премьере, представит работающий в Саратове впервые молодой калужский режиссер Константин Солдатов. За несколько дней до сдачи спектакля о последних штрихах и не только мы беседуем с Константином.

Заодно проговариваем сюжет. Те, кто не читал текста, непременно должны им заинтересоваться: во-первых, произведение невелико по объему, во-вторых, по накалу страстей не уступает самой закрученной мелодраме. В основе сюжета – история одинокой парикмахерши Ирины, которая, в поисках простого женского счастья, встречает на своем пути разных мужчин, влюбляется, переживает покушение на убийство... Найдет ли она в себе силы жить дальше?

Корр.: Костя, о чем эта пьеса, как Вам кажется?

К. Солдатов: Это история о счастливой, несчастной, милой русской женщине, которая ждет семейного счастья. Это же очень важно для женщины – предчувствие того, кто появится в ее жизни, что за человек будет с ней жить, будет о ней заботиться. Но в Ирине, видимо, говорит и материнский инстинкт. Ей хочется приласкать человека, который потерялся, несчастлив, переживает, хочет искупить свою вину. Тут есть и момент веры в человека. История построена по таким канонам, что по-другому она закончиться не может. Мы застаем ее в ощущении весны, и в ощущении весны она и заканчивается. Для меня эта история – легкая, воздушная, нежная.

Корр.: А сами Вы как думаете: героиня счастлива или нет?

К. Солдатов: Я думаю, она счастлива. Она прощает человека и принимает его таким, какой он есть. Финал этой истории – ожидание, с которого и начинался спектакль. Но ожидание уже конкретного человека, а не придуманного, иллюзорного персонажа.

Корр.: Где будет идти спектакль?

К. Солдатов: Это, конечно, пьеса для малой сцены, для моего самого любимого малого формата, когда мы можем наблюдать взмах ресниц. Здесь уже очень важно не обмануть зрителя. Малая сцена опасна тем, что на ней очень сложно сфальшивить.

Корр.: В чем для Вас заключается постановочный процесс?

К. Солдатов: Для меня искусство вообще – это впечатления. Мои самые любимые художники – импрессионисты. У них изначально главенствует впечатление. И эта история оставляет впечатление, какое-то послевкусие. Если пьеса тебе ясна и понятна, то, мне кажется, не стоит браться за нее. Другое дело, если возникают вопросы, если хочется порешать загадку. Каждая хорошая, талантливая пьеса – это ребус для актеров, для режиссера. И очень важно там внутри находить разгадки, зацепки, как-то разрешать эту историю.

Корр.: И это удается?...

К. Солдатов: Это уже зрители решат. Потому что всегда остается недосказанность, и только зритель определяет, можно ли это смотреть.

Корр.: А какую реакцию Вы ожидаете увидеть?

К. Солдатов: Да разную реакцию. Потому что даже у актеров реакция на героиню разная. Одни говорят: «Да она же дура! Ну как про это можно ставить?» А другие: «Да нет, это же про нас, это же про нашу жизнь! Здесь все абсолютно правильно, так и бывает».

Корр.: Отношение актеров к персонажам не мешает работе над пьесой?

К. Солдатов: Нет, не мешает. Все равно первое впечатление остается первым. Потом начинается работа, начинается привыкание, и уже пьеса для всех становится привычным материалом, своим.

Корр.: Кстати, как Вам нравятся саратовские актеры?

К. Солдатов: Очень нравятся. Замечательные актеры, на многое способны, очень активно идут на контакт. И пробуют – что мне больше всего нравится.

Корр.: Вы хотите сказать, что зрители увидят импровизацию?

К. Солдатов: Эта история дает простор для сочинения. Мы с артистами очень любим это дело. Текста немного, и в этом сложности для артистов нет. Между фразами можно придумать импровизацию. В этой истории очень хочется наблюдать момент легкости, достоверного общения. Для меня важна в ней тема весны – весны в широком понимании, когда человек возрождается – и возможность обновления, возобновления этой весны.

Корр.: Значит, работа над постановкой идет легко?

К. Солдатов: Я не скажу, что легко. Она идет очень насыщенно. Всякое бывает: мы и спорим, и радуемся каким-то находкам, и задумываемся, и от чего-то отказываемся. Но, самое главное – возникает диалог. Бывает работа в одну стенку, когда или актеры не включаются, или режиссер не включается: есть в голове у него какая-то схема, и по этой схеме ему нужно выстроить спектакль. У нас, слава богу, этот самый ребеночек под названием «спектакль» рождается в удовольствии.

Корр.: И как долго длится уже процесс «родов»?

К. Солдатов: Если считать с момента прочтения текста, то с ноября. Если с начала репетиций – то с конца января. Был вариант чуть сократить репетиционный период. Но, мне кажется, этой истории нужно, чтобы она пожила. Для актеров очень важно не только накопить сценический опыт, а пожить с пьесой.

Корр.: Кто помогает Вам в создании постановки?

К. Солдатов: Художник-постановщик – Николай Слободяник. Мы с ним придумали такое оформление сцены, когда в центре находится островок, песочница, так скажем, и к нему ведутся лучики, по которым приходят персонажи. Так Ирина зазывает их в свой мир. Костюмами занимается Юрий Наместников. И есть приглашенный хореограф – Оксана Шматенок. Мы достигли взаимопонимания на хорошем уровне и делаем уже третий совместный спектакль. Оксана нравится мне тем, что она именно театральный хореограф. Не все артисты должны хорошо танцевать. Но есть так называемый актерский танец, который исполняется, скорее, на чувственном уровне.

Корр.: Помимо этой пьесы, Вы ведь предлагали руководству академдрамы что-то еще?

К. Солдатов: Я предлагал новую драму – совсем новую, жесткую историю. Но не все театры на это идут. Это определенный риск, и не все к этому готовы. Мне посчастливилось сейчас в Калуге поставить «Экспонаты», причем, на большой сцене. Не скажу, что это аншлаговый спектакль, но зритель на него идет.

Корр.: Насколько я знаю, Вы уроженец Баку, но живете и работаете в Калуге. Вы уже можете называть российские реалии родными?

К. Солдатов: Я не могу выносить российскую зиму, не могу привыкнуть к ней. Мне говорили, что в Саратове теплее, но, когда я приехал, тут тоже были дикие морозы. Но вот сейчас мне очень нравится погода.

Корр.: А как Вам нравится город?

К. Солдатов: Город очень мне нравится – такой интеллигентный, молодой, с насыщенной культурной жизнью. К сожалению, у нас в Калуге нет возможности знакомиться с московскими театрами. И мне очень нравится наблюдать молодые лица на улицах города.

Екатерина Богданова

14 апреля 2011

Богатей


Возврат к списку