Пресса

Пресса


"Арлекины" растут и ширятся/ VI Саратовская областная театральная премия "Арлекин"

К церемонии вручения Саратовской областной театральной премии автор «Золотых Арлекинов» скульптор Николай Бунин изготовил небывалое количество изображений героя итальянского театра масок - 28 статуэток (обычно их 21-22).

Только не золотых, конечно, но тяжеленьких - бронзовых. Особенность нынешнего фестиваля в том, что состоялся он через год после юбилейного, пятого «Арлекина», а не через два года, как обычно. Из-за финансового кризиса предыдущий отложили на год, а шестой провели вовремя, ко всеобщему удовольствию (не много у нас праздников, когда все театральное сообщество собирается вместе). Впервые церемония награждения проходила не в драме или опере, как бывало, а в ТЮЗе Киселева. Поскольку Арлекин по природе своей весел и наивен, а значит легко совершает глупости, то и проходят эти церемонии очень изобретательно, лихо, в форме капустников. Нынешняя была особенно веселая и изобретательная. Ведущие из двух театров: комичная пара постарше (Валерий Емельянов и Виктория Шанина - ТЮЗ Киселева) и помоложе, не менее забавная (Зоя Юдина и Александр Кузьмин - академдрама). Пары откровенно соперничали, флиртовали, дрались, устраивали друг другу вендетту. Разумеется, в рамках заданной роли.

Актеры, изображавшие Арлекинов, замирали в уморительных пирамидах, смешно копируя памятник в шумно известной тюзовской постановке Ремарка (режиссер Георга Жено). Номинанты и вручители призов въезжали на сцену на настоящем лимузине, если смотреть на него... с одного бока. Поскольку церемония состоялась между Днем работника культуры и Международным Днем театра, губернатор области поздравил собравшихся сразу с двумя датами. Жюри фестиваля впервые возглавила Элеонора Макарова - заведующая кабинетом критики и театроведения Союза театральных деятелей России.

«Лучшей режиссерской работой» была признана постановка Юрия Ошерова «Мальчики» по инсценировке В.Розова (ТЮЗ). Лучшей работой художника-постановщика - «Снежная королева» Сергея Болдырева (театр оперы и балета). Среди художников по костюмампобедила Валерия Филиппова («Женитьба Фигаро», Балашовский драматический театр), а среди авторов музыкального оформления в драматическом театре - Георг Жено («Три товарища», ТЮЗ). Лучшие роли в драматическом театре - у Игоря Баголея (Подколесин,академдрама) и Евгения Смирнова (Флоранс в «Зиме под столом», Новый драматический театр «Версия»).

В восьми номинациях взыскательное жюри не присудило призов вообще. Зато сразу три актера получили Арлекинов за роль второго плана в драматическом театре: Руслан Дивлятшин (Коля Красоткин в «Мальчиках»), Валерий Малинин (Кочкарев в «Женитьбе»), Александр Фильянов(Слава в «Пяти вечерах» А.Володина, драма). Отмечена женская роль второго плана в драматическом театре: Ирина Короткова - Вахтерша в спектакле «Кляуза» по Шукшину, фигура, вырастающая до символа бюрократизма и бездушия (Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ»).

Этот маленький талантливый театр получил еще одну статуэтку - ее вручили Юрию Лапшину, исполнителю двух главных ролей в шукшинской инсценировке, который и принес ее идею в театр (я писала в «Страстном бульваре, 10», что актер абсолютно не совпадает по фактуре с «щуплым, невысоким писателем, но вдруг что-то в наших головах перещелкивается, и Лапшин становится похож на реального Макарыча»). Отрадно, что жюри в этом году заметило и щедро наградило камерные театры. Еще один «Арлекин» появился в «Версии»...у Зайца - дебют актрисы Елены Петровой в спектакле «Клочки по закоулочкам».

Заслуженно награждены два молодых, сильных солиста Саратовской оперетты. Особенно я рада за Антона Кузнецова. Он замечательно сыграл и Теркина, и Труффальдино: сумел найти свои приемы, не повторяя блистательный райкинский вариант, и разве что безумной энергией и сверхдинамичностью сопоставим с ним.

Кукольный театр «Теремок» отмечен двумя фигурками виновника торжества, театр оперы и балета - пятью. Кстати, в третий раз получил награду главный художник театра Сергей Болдырев. Вручили призы солистам балета и оперной труппы, а спецприз - всему коллективу театра «За верность традициям русской классической оперы», имея в виду постановку «Садко». Но тут как раз тот случай, когда от классической оперы остались только музыка и вокал. Понятно было бы, ежели бы приз был «за новаторство и смелость эксперимента». Тем более, что режиссерская работа Вадима Мелкова была номинирована на «Арлекина». Он сторонник во многом «шоковой терапии» для оперного искусства: «не диво, что исполнители разгуливают по сцене в преувеличенно больших белых валенках и ушанках, в чем-то среднем между мужицким и стрелецким вариантом. Что ушанки да валенки, громадные белые мишки бродят по заснеженным улицам древнего Новгорода, шутливо борются с жителями, заваливаются спать» и т.п. (см. «СБ, 10» № 1 за 2011 год).

«Непонятки» вызвал и тот факт, что спорная концептуально, но бесспорно мощная постановка Георга Жено была отмечена на конкурсе только «музыкальным» призом. Как будто жюри не решается отдать пальму первенства приглашенным режиссерам,к оторые пока, увы, сильнее местных постановщиков. Счастливое исключение составляет лишь главреж Вольского театра Олег Загуменнов, ученик профессора Риммы Беляковой. Он снова получил своего «Золотого Арлекина».

Объяснимо поощрение трудно живущих театров малых городов. Костюмы персонажей «Фигаро» из Балашова действительно получились исторические (художнику вручен приз), хотя обилие красного цвета в его художественной версии не говорит в пользу большого вкуса. Упорно же не получающий наградыЮрий Наместников (на этот раз его номинировали сразу три театра!) - художник уникальный, к таким глубинам соответствия образа и костюма каждого персонажа он приходит. И не заметить этого невозможно.

Жаль, что и награды за былые заслуги раздаются порой на уровне привычки - одним и тем же. Тихая, какая-то очень володинская по интонации постановка «Пяти вечеров» у «драмовцев»и шумная, многофигурная - «Трех товарищей» у тюзовцев заслужили, на мой взгляд, более пристального внимания. Хотя оценки в театре театра, как известно, весьма субъективное дело. Один раз сыграют спектакль лучше, другой - как будто кто их подменил. Да и жюри у нас очень большое по составу, мнения разные, споры при распределении наград были очень даже бурные. А пряников на всех всегда не хватает.

Жюри вручило еще пять спецпризов, три - учредитель фестиваля (министерство культуры). А потом течение этого веселого праздника приостановилось. Все встали и почтили память актеров и режиссеров, что ушли за десять последних лет.«Ничто на земле не проходит бесследно», -взволнованное пение стало самой высокой точкой фестиваля. Они смешат и развлекают, огорчают и заставляют плакать,о ни все могут, Господа Актеры. «Золотой Арлекин» - их день, их бал. Уместно процитировать великих: «Театр - это актер, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу».

Ирина Крайнова

март 2011

Страстной бульвар, 10


Возврат к списку