Пресса

Пресса


Сеанс мужской логики с последующим разоблачением

Можно ли сравнить поход в театр с просмотром интересного фильма?! Пожалуй, да. Только пьеса в этом случае должна иметь, с одной стороны, модную тематику, а с другой – быть достаточно легкой. Впечатление похожести усиливают быстро меняющиеся, словно кадры на кинопленке, мизансцены. Претендовать на шедевр такое творение вряд ли может, но вот зацепить зрителей способно вполне. Прибавьте сюда элементы шоу и хорошую актерскую игру, и получится спектакль с интригующим названием «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва», премьера которого в постановке московского режиссера Юрия Алесина прошла 19 ноября на сцене театра драмы.

Если верить финскому драматургу Мике Мюллюаха, по пьесе которого и был поставлен спектакль, к этой самой грани современные мужчины подходят к своему сорокалетию. Что является причиной их «паники» – пресловутый кризис среднего возраста или неудачные попытки покопаться в самом себе, так и остается загадкой. Главное, как ведут себя во всей этой истории ее герои.

Их всего трое. Возвышенный дизайнер интерьера Макс (Александр Каспаров), его старший брат – бесцеремонный ведущий телевизионного ток-шоу Джонни (Андрей Седов), простодушный инженер Лео (Александр Кузьмин). Столь разные типажи оказываются абсолютно беззащитными в череде рядовых жизненных ситуаций.  Лео впадает в ступор, после того как жена, провожая его в командировку, советует ему «подумать и наметить приоритеты в жизни». Преданно любящий супругу инженер решает поразмыслить над этим в ближайшем кабаке, а затем обсудить ситуацию с Максом. Тот с рвением принимается вскрывать подсознание несчастного Лео. «Лечит» друга дизайнер при помощи известных ему методов психоанализа. Впрочем, очень скоро выясняется, что самому «доктору» нужна помощь – из-за депрессии Макс уже три месяца не выходит из дома. Страшную тайну брата выдает Джонни. Этот самовлюбленный тип выводит из себя знакомых тем, что постоянно говорит по мобильному телефону с помощью гарнитуры да так, что непонятно, когда он обращается к своему визави, а когда продолжает телефонную беседу. Впрочем, видимому спокойствию телезвезды приходит конец, когда выясняется, что его телепрограмму снимают с эфира. И опять на помощь приходит психоанализ. За пародийную и ироничную попытку объяснить все жизненные перипетии «влиянием бессознательного» достается всем. Перепадает от драматурга Мюллюаха и постановщика Алесина даже режиссеру-оскароносцу Педро Альмодовару. В качестве лечебного сеанса герои смотрят его знаменитую ленту «Поговори с ней» – на экране в забытьи танцует Пина Бауш, а мужчины на сцене продолжают рефлексировать. А в результате их жаркого обсуждения увиденного рождаются фразы вроде «Мужчина может разговаривать с женщиной только тогда, когда у нее отключен мозг» или «Не будем трогать наших отцов, они все равно никогда не бывали дома». Зал встречает эти «простые истины» гомерическим смехом и бурными овациями.

Спасаются от паники герои разными способами. Один встает на голову, замирает в йоговской позе и ждет просветления. Двое других пытаются попросту убежать от депрессии – переодеваются прямо на сцене в спортивные костюмы и отправляются на пробежку. Больше других в легком стриптизе преуспевает Андрей Седов. Фактурный актер с поджарой спортивной фигурой добрую треть действа расхаживает перед зрителями в трусах. Впрочем, театралы со стажем помнят и сеансы полного разоблачения в исполнении Седова. Например, постановку Антона Кузнецова «Роберто Зукко», где он представал на сцене обнаженным.

Особого упоминания заслуживает сценография постановки. Художник Юрий Наместников представил квартиру дизайнера Макса в модном минимализме. Сочетание дерева, стекла и меховых шкур делает интерьер одновременно стильным и уютным. Усиливает визуальное восприятие огромный плазменный экран на стене. На нем время от времени появляются главные герои, снимающие друг друга на веб-камеру.  Спектакль «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва» напоминает удачную короткометражку. За полтора часа персонажи успевают потерять смысл жизни и благодаря взаимной поддержке снова обрести его.

25 ноября 2010

Екатерина ФЕРЕНЕЦ

Взгляд


Возврат к списку