Пресса

Пресса


Одни дома

Пьеса финского автора с интригующим названием «Паника.Мужчины на грани нервного срыва» поставлена в академдраме.

Три действующих лица, трое мужчин в самом расцвете сил (от 35 до 40), с престижными, востребованными профессиями - дизайнер, телеведущий, инженер -конструктор, не обделенные дамским вниманием и не нуждающиеся материально, весь спектакль комплексуют и говорят о женщинах.Один из героев рвется их пригласить, ему не дают.Так и заканчивается действие - в гордой мужской изоляции.И хотя «без женщин на сцене скучно», скучать зрителю не приходится. «Виной» тут и превосходная игра трех замечательных актеров (Александр Каспаров,Александр Кузьмин,Андрей Седов), которые сами уже приблизились к «среднему возрасту», и завидный драматургический материал, и его режиссерское воплощение.

Постановщик «Паники» молодой московский режиссер Юрий Алесин - руководитель двух московских детских театров. Это вторая его «взрослая» постановка. Автор пьесы Мики Мюллюахо- молодой финский режиссер. Его первый же драматургический опыт оказался удачным. "Паника", поставленная в хельсинском театре "Ryhmäteatteri" в 2005-м году, сразу же стала зрительским хитом. Ставили ее и в Дании, Венгрии, Испании, Эстонии, Литве. В Петербурге пьесу играют в помещении музея самые востребованные актеры. Московскую постановку осуществляет режиссер и продюсер Йоэл Лехтонен .Он и перевел пьесу совместно с известным театроведом Павлом Рудневым. «Очень надеемся на ее успех в российском и русскоязычном театре-это,поверьте,приличный вариант интеллектуального затейничества, хорошей умной, человечной комедии для зрительского, массового театра»,-пишет Руднев.

Квартиру преуспевающего дизайнера воспроизвел на сцене главный художник театра Юрий Наместников. Как говорит режиссер, «такую, чтоб в ней было приятно жить- модную, с современной мебелью и светильниками».Скажу сразу: сценическое пространство, созданное на сцене фантазией художника, кажется таким уютным и очаровательным- мягко округлым, тепло деревянным, что очень хочется в нем поселиться.Вполне понимаю героя Александра Каспарова Макса.Вконец обиженный враждебным миром (женщина, с которой они прожили 10 лет, уходит; метро, на котором он ездит с пеленок ,подводит), тот забился в свое милое гнездышко и не хочет из него вылезать никуда, даже в магазин.

Накануне премьеры я застала Юрия Наместникова за покупкой туфель в модном магазине для героев спектакля.Чтобы выглядеть успешным, надо всегда быть «комильфо». Но если у тебя даже лучшая во всей Финляндии кофеварка «гаджиа», устройство hands-freе для мобильной связи, и на улице поджидает новый шикарный «хаммер»,все равно ты ни от чего не застрахован. Лучше всего это сформулировал нагловатый телеведущий Джонни(Андрей Седов), который ,вроде, и помогает двум своим «кризисным» друзьям, но больше над ними посмеивается. А вот когда самого припекло - закрыли его ток-шоу «Alter ego», он сразу находит слова чтобы поставить им всем диагноз: « У нас кто угодно может отнять все, чем ты жил. И поделом нам, заслужили! Мой монах сам решился на то, чтобы всё оставить этому миру. Теперь у него никто ничего не может отнять».Но не все так просто в этом мире.Не все могут последовать примеру буддистского монаха. И не у всех кризис связан напрямую с материальными потерями.

-Бомба до предела набита острыми, противоречивыми чувствами, нерешенными вопросами... Распирающие меня чувства постепенно накапливаются где-то там, в одном пыльном углу, и все это вместе шевелится, одним комком. И потом рано или поздно, неожиданно и всегда не вовремя, эта бомба взрывается, - пытается объяснить простодушному Лео (очень обаятелен в этой роли Александр Кузьмин) свое состояние Макс.

Речь идет не только и не столько о внезапной клаустрофобии дизайнера.Сам в глубокой депрессии, он тщательно ее скрывает, пытаясь вытащить друга.За небольшое, без антракта, сценическое действие одна за другой на сцене взрываются три «бомбы»: появление среди ночи пьяного, растерявшегося от непосильных вопросов Лео, «разоблачение» психоаналитика Макса и крах всех надежд самоуверенного Джонни.

Петербуржцы у себя подсыпали в пьесу северянина «горячих шуток».Там Лео вместо чашечки кофе начинает грызть кофейные зерна и т.п.Верный букве и духу психологического театра,режиссер Алесин у нас не облегчает жизнь актерам - не доводит ситуации до абсурда: юмора, изобретательности и так хватает в пьесе. Более того, он счастливо избавляется от мата, невесть как закравшегося в хороший, тонкий текст и совершенно с ним не вяжущийся.Видимо, переводчики сочли его тоже «интеллектуальным затейничеством» - наряду с полным обнажением Джонни на пике стресса.Конечно, на такую сцену зрители пойдут,просто-таки валом повалят. Но ждать будут именно ее, пропуская мимо ушей все сложно-изысканные хитросплетения пьесы. У нас красавец-диджей Седов, поигрывая мышцами и соблазнительной татуировкой, не снимет одежду до конца.Не надейтесь!Победит театр, и, а не рынок.Режиссерских находок и так хватает.Взять хотя бы очень смешную сцену совместной пробежки Лео и Джонни.

-Мари... летний отдых... прелестные деньки... любовь... шоколад... мы плаваем... сауна... я веду машину... я мóю мою машину... я убираюсь в моей машине... я пылесошу мою машину... - не так уж много нужно старине Лео. Макс - более утонченная натура, он помешан на правильном дыхании, психоаналитике и фильмах Альмадовары.Да и вся пьеса- как остроумная реплика на повальное увлечение публики восточными гимнастиками,доморощенными психологами и фильмами авангардного испанца.Видеотехника- полновластный участник действия- позволяет показать его кадры. Даже название пьесы родилось из перевертыша названия одного из фильмов Альмодовары :у него были «Женщины на грани нервного срыва». Но давно доказано, что женщины вообще более стрессоустойчивы.Мужчин же надо жалеть и беречь,какими бы гордыми и грозными они не казались.Очень по-доброму смеются над сильным полом в Саратовской драме.

Ирина Крайнова

Новые времена

ноябрь 2010


Возврат к списку