Пресса

Пресса


«Они вместе порознь. Мы любим друг друга» 


«Авторская сцена»: в режиме вдохновения и сотворчества



 С 1 по 10 июня в Саратовском академическом театре драмы имени И.А.Слонова прошел очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена».

По сути это событие — путеводная нить для авторов, мечтающих увидеть сценическое воплощение их пьес. Этапы этого пути следующие: написал пьесу, прислал в Союз театральных деятелей, попал в финал «Авторской сцены», поезжай на читки-показы в один из ведущих театров России.
Впрочем не сразу творческие плоды семинара презентовались на театральных площадках, ведь история у него богатая: начиналась в 1988 году в Щелыкове (музей-заповедник А.Н. Островского в Костромской области) в сотрудничестве с американским Театральным центром Ю. О'Нила. Затем были знаменитая Таруса, старинный Боровск и прочие.

В седьмой раз работа семинара проходила на сцене профессионального российского театра. Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова эстафету проведения принял у Нижегородского театра «Комедiя» (дважды), Ярославского академического театра драмы им. Ф. Волкова, Владимирского академического театра драмы, Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова, Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева в Бурятии (Улан-Удэ). И по результатам июньской театральной декады в Академдраме возьмем на себя смелость утверждать: семинар можно переименовать в «СаАвторскую сцену» (Саратовскую Авторскую). Четыре последние дня (первые шесть творческие группы репетировали) в театре царил дух соавторства. В первую очередь потому, что труппа, задействованная в показах, пыталась превратить пьесы в готовые спектакли. Но вначале о драматургах.


Журналисты, актеры, юристы...


Всего на этот раз на конкурс были присланы 364 текста. В результате для сценической апробации были отобраны шесть пьес, по-разному интересных, и в итоге приглашены шесть авторов. Среди них журналист, актер, юрист, писатель, переводчик.

Профессиональный актер Игорь Игнатов, артист Саратовского театра драмы представил на конкурс пьесу «Блаженны». Писать Игорь начал в юношеском возрасте, и хотя молод, но в багаже у него уже около десятка пьес, которые драматург заявлял на драматургических семинарах и фестивалях ( Литодрама, Любимовка, «Полеты во сне и наяву»). По пьесе «Рай-центр» Игоря Игнатова в Академдраме с аншлагами идет спектакль «Город ангелов». Саратовская детвора с наслаждением следит за приключениями героев детской сказки «Свирели из карамели».

Следующий участник - москвич Тимур Боканча в первую очередь профессиональный актер. Он десять лет работает в театре, снимается в кино и телепроектах. На его счету популярные проекты «Каникулы строгого режима», «Универ», «Деффчонки». Лауреат молодежной премии «Триумф», Боканча жаждет триумфа театрального. И на «Авторскую сцену»-2016 Тимур заявил пьесу с «восклицательным знаком»: «Убей меня, друг!».

Когда пьеса Алексея Зайцева (Москва) «Рвущаяся нить» была представлена на семинаре, многие догадались, что ранее молодой человек занимался прозой. Лауреат международных литературных конкурсов "ЗлатенКан", "Согласование времен", «ФлоридаКон» публиковался в целом ряде журналов и сборников. Уже первая его пьеса – «Харакири для возлюбленной» – обратила на себя внимание и стала участницей «Авторской сцены» в Ярославле четыре года назад. Это обстоятельство, конечно же, стало для молодого автора стимулом для дальнейшей работы. Как результат творческих рвений Алексея – приглашение на семинар повторно. 


25-летняя журналист Дарья Федосеева из Санкт-Петербурга – самый молодой из драматургов семинара. За роман «Тюремная жена» стала обладателем гран-при на литературном форуме «Осиянное слово» в Переделкино (2013) и тот же роман был отмечен Южно-Уральской литературной премией (2014). Сейчас учится в Высшей школе режиссёров и сценаристов при киностудии «Ленфильм». Для «Авторской сцены» Дарья привезла две одноактные пьесы – «День рождения» и «Спичка».

В состязание с коллегами вступила опытный сценарист из города Пушкино Московской области Ольга Строкан. Телезрителям Ольга хорошо известна по сериалам «Любимые женщины Казановы», «Идеальная пара», «Самозванка». Как драматург отмечена в лонг- и шорт-листах конкурсов пьес, например, в «Ремарке» («Маньяк и убийца»). Ее пьеса «Оптимисты» в ходе семинара прозвучала очень громко.
Димитрий Учанеишвили из Тбилиси – писатель, драматург, переводчик. Писать начал в 2004 году. Его рассказы, пьесы, переводы печатались в разных изданиях («Литературная Палитра», «Наше Письмо», «Воскресная Палитра» и т. д.). Опубликованы также два романа – «In Homo» и «Башня». Пишет на грузинском, русском и английском языках. Среди переводов – «Шпиль» У. Голдинга, «1984» и «Скотный Двор» Дж. Оруэлла, пьесы Г. Пинтера.
В семинаре Димитрий принял участие с пьесой «Арчи и Кэт».


«К разговору о современном театре»


Вместе с авторами работать над сценическими показами пьес были приглашены режиссеры – Алексей Гирба, Даниил Чащин, Максим Николаев, Ольга Харитонова, Ольга Лысак, актриса Российского академического молодежного театра (РАМТа) и режиссер Театра.doc, Андрей Любимов, художественный руководитель Московского театра «АпАРТе». В сценических показах были задействованы артисты Саратовского академического театра драмы им. И.А.Слонова и студенты театрального института.

В работе семинара и обсуждении сценических показов участвовали также секретарь СТД РФ, драматург Ксения Драгунская; театральный обозреватель Радио России Майя Романова; театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения Борис Цекиновский; завлит Тульского академического театра драмы Ольга Кузьмичева.

Работа семинара была бы неполной без мастер-класса его художественного руководителя – драматурга Алексея Слаповского. Алексей Иванович традиционно неравнодушно провел цеховой разговор с драматургами о профессиональных проблемах мастерства. Помимо этого состоялась творческая встреча с известным театроведом, театральным критиком Риммой Павловной Кречетовой, автором недавно опубликованной и удостоенной уже двух премий книги о К.С. Станиславском. Тема встречи была обозначена так – «К разговору о современном театре». К этому располагал и каждый из показов.


Шукшинская "даль светлая" с ершовским замесом


Художественное руководство Академдрамы стратегически точно распределило площадки под предстоящие показы-читки.

Действие пьесы "Убей меня, друг!", которое по объективным причинам автор этих строк смогла посмотреть только отрывками в видеозаписи, к примеру, развернулось на всем пространстве фойе театра и даже на лестницах. История о незадачливом должнике, просящем своих друзей застрелить его, прозвучала с "восклицательной" интонацией - уже знак в конце названия пьесы обязывает!

Пьеса "Блаженны", основанная на рассказах Игоря Игнатова "Звездочет", "Ерш с горы" и "Лысый шмель", была представлена напротив в самом камерном пространстве - музее театра. Чтобы современных "маленьких людей", жителей глубинки, показать выпукло словно в елочной игрушке. Странные они, почтальон-интеллектуал Звездочет, суетливый сутяга Ерш, нашедший тихую радость жизни в энтомологии сельский учитель по прозвищу Лысый Шмель. Семинар драматургов в первую очередь предполагает анализ текста пьесы, который приглашенные специалисты провели исчерпывающе. Говорилось о некой статичности действия, отсутствии развития характеров. Алексей Слаповский немного-немало заявил о том, что ему надоели маргиналы в качестве главных героев литературных произведений. Бурные аплодисменты публики говорили об обратном. Зрителю очень нужна щемящая шукшинская интонация, лесковские праведники и платоновские "сокровенные люди". В правде жизни публика очень нуждается. В многочисленных отечественных сериалах ее, к сожалению, не увидишь. Виной тому просто цементная убежденность сценаристов, что в глубинке живут (вернее, существуют) недалекие людишки. От этого и "пляшут", как результат - карикатурные образы. Игорь Игнатов, проведший детство у бабушки в городке Ершове, полюбил этих маленьких людей всем сердцем. Видимо, от них и передалось саратовскому артисту какое-то глубинное знание жизни, которым он с удовольствием делится с нами. На музейном "пятачке" театра имени И.А.Слонова заслуженный артист России Виктор Мамонов, заслуженный артист России Владимир Назаров, актеры Валерий Ерофеев, Юрий Кудинов, Вера Феоктистова, Евгения Торгашова показали нам правду жизни исключительно точно и вкусно. Были пронзительная русская тоска и искрометный юмор, талант артистов и изобретательность постановщика Алексея Гирба. "Блаженны" просятся в репертуар, тем более что опыт сценического воплощения рассказов у Академдрамы есть. Вместе с "Городом ангелов" (спектакль шестой год идет на малой сцене Академдрамы с неизменными аншлагами) они могли бы образовать отличный диптих о людях, у которых в душе целый мир, своеобразный, странный, но бесконечно привлекательный. Прекрасной метафорой в стартовой работе семинара стала миниатюрная машина "Волга", уютно уместившаяся на ладони Звездочета-Мамонова. Ах, как это красиво!


«Рвущаяся нить»: на краю судьбы


Алексей Зайцев приехал в Саратов с пьесой "Рвущаяся нить". Драматургу выпало работать с режиссером Даниилом Чащиным, актерами: заслуженным артистом России Игорем Баголеем, Андреем Казаковым, Денисом Кузнецовым, Никитой Кузиным и Станиславом Лукиновым. По признанию Зайцева и Чащина, для постановки пьеса была сокращена. Первой причиной тому послужило ограничение по времени, предоставленного творческой группе. Также были режиссерские правки, необходимые для осуществления его замысла. Постановщик стремился облегчить психологический триллер, "разбавив" его элементами комедии.

Наверняка каждому случалось хотя бы раз в жизни увидеть сон, который словно вторая реальность долго не отпускает и после пробуждения. Смятение является и главной настроенческой нотой показа. По сюжету главный герой (Никита Кузин) приходит в сознание в условной клинике. У него амнезия. Предстоит долгий путь возвращения "к самому себе". Его "поводырем" выступает доктор (Игорь Баголей). Премьер Академдрамы преподносит своего эскулапа человеком, за хитро-ласковой улыбкой которого скрывается серьезная тайна. За пациентом он наблюдает словно сквозь увеличительное стекло. Он (вернее его изображение) и появляется на большом экране палаты. Доктор искусно режиссирует все, что в ней происходит.

Замысел психотерапевта приводит к тому, что в сознании пациента и он, и посетители то ли есть, то ли нет. Первый гость представляется больному его помощником и сообщает, что тот - олигарх (в убедительном исполнении третьекурсника театрального факультета СГК Станислава Лукинова перед нами предстает один из многочисленных менеджеров с дежурной улыбкой и суховатой деловитостью). В ужас главного героя повергает второй посетитель, требуя от бедолаги долг. По его версии пациент - бандит. Бывают ли обаятельные рэкетиры? Да, если их роль исполняет Андрей Казаков. Третий гость несколько успокаивает перепугавшегося больного: мы с тобой артисты театра. Хочется отметить работу Дениса Кузнецова, который мастерски создает образ-матрешку: перед ним поставлена цель выступить в роли актера, который должен перед больным изобразить актера. Решительный взгляд, спокойная уверенность, эмоциональная сдержанность - Кузнецов виртуозно балансирует на этой грани. Мы неслучайно открыли перед читателем все карты, сообщив, что приход "посетителей" (на самом деле они сотрудники клиники) срежиссирован доктором. У него такая метода - уготовить пациенту психологический "контрастный душ", доведя до состояния аффекта. Испытываешь некоторую досаду оттого, что лихо закрученная интрига так быстро и просто раскрывается. Возможно, режиссеру это было нужно, чтобы наши домыслы и догадки переакцентировать на судьбу самого героя? Почему он согласился на добровольную амнезию и такой чудовищный эксперимент над собой? Как будет жить, когда память вернется? Никита Кузин виртуозно играет человека "с историей".

Какой, мы не знаем, но видим, что он решительно готов порвать нить, связывающую его с прошлым. Кузин - абсолютно "ртутный" артист, он несет на себе основную, метафорическую, нагрузку сценического языка. Но в целом между заданным жанром будущего спектакля и его излишне бытовым воплощением пока все же существует некоторый диссонанс. Но чем лучше пьеса, тем больше трактовок она вызывает. И в случае доработки репертуар театра драмы может прирасти очень яркой психологической постановкой.


"Догорает быстро спичка. Не любовь, а так..."


В финал "Авторской сцены-2016" также прошли две одноактные пьесы - "Спичка" и "День рождения" Дарьи Федосеевой. Первую Дарья написала в 18 лет, вторую - в 20. В "Спичке" - притчево-обобщенное повествование, ее герои - юная открытая к любви девушка (Ирина Искоскова) и красавец-мужчина в расцвете сил (Андрей Седов). Они очень стремительно проживают страсть до печальной стадии: "серы больше нет". "День рождения" - абсолютно бытовая история. В ней сын (Максим Локтионов) ждет гостей в свой день рождения, мать (Светлана Москвина) укоряет его за невнимание к ней и в финале бросается из окна.

Московский режиссер Максим Николаев (выпускник театрального факультета СГК, ученик Григория Аредакова) почувствовал, что пьесы нужно объединить в один спектакль. Получилась практически завершенная постановка, действие обеих историй в ней развертывается попеременно. Спектакль сжат по времени (идет сорок минут), тем больнее бьет по сознанию заложенный в нем смысл. Обозначим тему спектакля фразой из эстрадной песни: "Догорает быстро спичка. Не любовь, а так...". На основе бесхитростных историй у Николаева получился страшный рассказ о готовности любящей женщины отдать объекту обожания всю себя и о том, что взгляд на отношения у мужчины гораздо более прост. Отсюда сильный пол (во всяком случае в спектакле) воспринимает любовь как насилие. Женщина же трактует сдержанность любимого как предательство. Как следствие, "догорает быстро спичка" и трагический финал: будь то "обугленная" душа или физическая смерть. Актеры театра драмы прожили эти истории исчерпывающе. Трогают до глубины души женские образы спектакля. Ирина Искоскова за какие-то несколько минут передала целую гамму чувств своей героини: желание любить, отдаться чувству без остатка, разочарование. Высокая динамика "Спички" сменилась вязкой безысходностью "Дня рождения". Молодую девушку в белой свободной рубашке сменила зрелая женщина в черном, словно намертво стиснувшем ее платье. Роняющая слезы, согнувшаяся от немыслимой боли, - Мать Светланы Москвиной - зияющая рана. Или... сгоревшая спичка? И тебя ошеломляет догадка: это та самая девочка, некогда желавшая любви, но волею судьбы запрограмvированная на предательство. Сначала возлюбленного, затем сына.

Во время обсуждения участники семинара отмечали юношеский максимализм драматурга. Говорилось, что в пьесе автор вывел даже не образы, а состояние человека; что персонаж не растет на наших глазах.

Но по нашему мнению, самым пронзительным на семинаре стал показ именно этих двух пьес. Работа глубоко психологическая, "отороченная" сухими информационными сводками: «9 июня. Полдень. Пасмурно. Лето... И денег нет... Но вы держитесь» - вначале, "Сегодня на глазах у группы подростков из окна выбросилась женщина" - в финале. В ней постановщиком заложено очень много смыслов, один из которых: смерть ни в коем случае не должна быть информационным поводом. Как же он хорош, НАШ Николаев...


"Хуже не будет?" - "Обязательно будет!"


Если подходить к пьесам семинара с позиции театрального менеджера, который заботится в первую очередь о кассовом успехе предстоящей премьеры, то шорт-лист "Авторской сцены" бесспорно возглавят "Оптимисты" Ольги Строкан. По крайней мере такой вывод напрашивался по завершении первого действия. Пьеса напоминает известный анекдот: "Хуже не будет! - печально говорит пессимист." - "Будет! Обязательно будет!" - радостно успокаивает его оптимист". Посмеяться, наблюдая за реакцией среднестатистической российской семьи на "кризисные" события в духе этой старой шутки, в "Оптимистах" можно вволю. Режиссер Театра DOC Ольга Лысак за короткий репетиционный период постаралась создать практически полноценный спектакль. И даже свести к общему знаменателю первое и второе действие. Первое представляет собой внятную бытовую историю с незабываемыми и четко прописанными характерами. Бабушка-оторва (Елена Блохина), то ловко и уморительно маскирующая свои чудачества под маразм, то дающая семье самые трезвые и практические советы. Зять (Валерий Малинин) с синдромом "хронической неудачливости", симпатично пикирующийся с тещей. Вечно усталая дочь Ирина (Любовь Баголей), твердо знающая: перестань она биться с невзгодами и улыбаться, домашние разом начнут "иркать" и "мамкать". Довершают картину экзальтированная внучка (Екатерина Ледяева) с чудаковатым мужем-скульптором (Александр Каспаров) и подсевший на компьютерную "иглу" внук (Дмитрий Кривоносов). Второе действие вызывает много вопросов. Оно не так гармонично ни в сюжетном, ни в жанровом плане. Диалоги затягиваются, мотивации героев заставляют недоумевать. Согласимся с актрисой Любовью Баголей, воспринявшей пьесу утопической, но с одной оговоркой: настолько ли глуп русский народ, чтобы на фоне горящего танцевать под «Калинку-малинку»? Когда же "оптимисты" погибают в пожаре, перечеркиваются все старания драматурга. В чем оптимизм, брат? - так и тянет спросить рядом сидящего. Вызвавшая поначалу столько радостных эмоций постановка, в результате удостоилась самых неоднозначных комментариев экспертов. Что отнюдь не умаляет заслуг актеров и режиссера.


«Арчи и Кэт»: убитые любовью


Пьесу Димитрия Учанеишвили "Арчи и Кэт" в рамках "Авторской сцены" представила режиссер, заведующая литературной частью Саратовского театра драмы Ольга Харитонова. Перед началом показа Ольга Игоревна отметила: «Шесть дней, которые мы провели вместе, были интересны и содержательны».

В отличие от предыдущих постановщиков Ольга Харитонова представила непосредственно читку текста. Сценография ограничилась длинным столом, на два равные части поделенным белым и красным сукном. Пьеса - о том, как бурная страсть, всепоглощающая любовь по определенным причинам уходит словно песок сквозь пальцы. В данном случае влюбленные Арчи и Кэт (артисты Александр Фильянов и Зоя Юдина) скрываются от пары полицейских (Никита Беляков и Павел Ильин). Арчи убил человека, который не так посмотрел на его любимую. "Красная" часть стола - сверхэмоциональный мир Арчи и Кэт, которые говорят взахлеб, заканчивая реплики друг друга. "Белая", холодная, отведена полицейским. Своим хладнокровным, методичным следованием за влюбленной парой, монотонными диалогами и остановившимися взглядами они берут на измор и главных героев, и зрителей. Ты понимаешь, что перед этим "всевидящим оком" сдадутся даже ни Арчи и Кэт, а их любовь. И как превосходно отыграла обреченность любви Зоя Юдина, с царственно-скорбным величием грузинских женщин, сдержанно и горько (акцентируем внимание на национальной принадлежности драматурга, не на топонимике пьесы).

Перед самым началом читки режиссер призвала воспринимать пьесу грузинского переводчика в первую очередь головой. Собственно, слово было главным "героем" этого спектакля. В большой степени текст произведения умозрителен, в нем телеграфный стиль совмещен с поэзией. Он оставляет ярчайшее впечатление, рождает фантазии и образы. «Подобная форма представления текста мне нравится больше всего. Актеры - с текстом в руках, но мера тактичного проникновения актеров не закрывает его, а мягко подчеркивает достоинство", - высказал свое мнение в ходе обсуждения пьесы Алексей Слаповский. Нам тоже видится, что вопроса о том, как представлять данное произведение в пространстве театра, не возникает. Напротив, кажется, читка - оптимальный для "Арчи и Кэт" вариант. Лаконичный и в то же время исчерпывающий, он непременно найдет своего почитателя. Разумеется, если бы театр пошел на внедрение такой практики...


В завершении нашего рассказа об "Авторской сцене" хочется вспомнить слова Риммы Кречетовой, с которыми она обратилась к драматургам в ходе мастер-класса о теории построения пьес и о современном театре как новом явлении:

«За последние три месяца я посмотрела 50 спектаклей, и не было ни одного спектакля, поставленного с сохранением всех усилий и знаний, которые в него вложил драматург. Потому что в современном театре существует другая властная сила, другие законы, которые совершенно спокойно вашу, ну, как бы сказать, вашу… трехчастную, одночастную… превратят в комок энергичный. Они сделают с вашей пьесой то, что захотят.

Театр – это та сила, которая все переделает по своему усмотрению. Раньше это была индивидуальность режиссера: он так видит. Теперь нет. Теперь театр – это мощное технологическое устройство, которое может подавить или наоборот поднять что угодно. Мы имеем дело сейчас с другим театром... Вам приходится работать в абсолютно новой ситуации, в которой ни одному драматургу прошлого работать не приходилось… В вас увидят материал! Вы должны писать о том, от чего вам больно!»

Мы в свою очередь позволили забрать внимание читателей подробным рассказом о представленных на семинаре пьесах, потому что уверены: в случае включения одной из них в репертуар уже у зрителей появится возможность ощутить счастье соавторства, сотворчества. Кэт, героиня финальной пьесы семинара, говорит возлюбленному: «Они вместе порознь. Мы любим друг друга». Если "Авторская сцена" будет продолжаться, люди из категории "вместе порознь" получат огромный шанс превратиться в "любящих друг друга". Роль театра в этом процессе сложно переоценить.

Елена Маркелова

24 июня 2016

«Известия Саратов»




Возврат к списку