Пресса
ТЕАТРЫ САРАТОВА ОН-ЛАЙН. Драма повторила блистательный квартет народных артистов
ВЕЛИКИЕ о ВЕЛИКИХ
«Искусство ничто, если оно не заставляет биться наши сердца». Оказывается, то был парафраз более развернутого афоризма поэта и философа 19 века Жана Гюйо:«Самая возвышенная цель искусства — заставлять биться человеческое сердце»… А в пьесе «Квартет" Харвуда эти слова произносит легкомысленный с виду Уилфред, и на свой лад повторяет, выступая перед зрителями, Реджинальд.
Сегодня у меня случилось театральное счастье. И сердце билось сильнее от радости и от печали.Я снова смотрела «Квартет» - блистательный спектакль Саратовской драмы из ее недавнего прошлого. Четыре народных артиста России играли четырех уходящих звезд оперной английской сцены. Архивная запись возвратила нас на 14 лет назад, когда в театре служила потрясающая Валентина Федотова, жив был чудодей Александр Галко, выходил на сцену замечательный Григорий Аредаков, исполняла одну из своих лучших ролей Людмила Гришина.
Нашла кусочки своего давнего интервью с народной артисткой.
- Интересен для меня «Квартет" Харвуда – тут сильная драматургия, рассказывала Людмила Николаевна. - А режиссуры было мало – видимо, полагали, что четыре народных артиста вытянут. Не доиграем, то хоть «довыглядим». Но когда хорошая вещь, хороший материал, приятно копаться в нём. 50 процентов удачи в самой пьесе. Мне звездность не свойственна, но нафантазировать, как может вести себя оперная звезда, довольно своевольная, я могу. В доме для ветеранов сцены встретились четыре одиночества, я ищу особенности своего. Моя Джин хочет прожить остаток жизни спокойно и достойно. У нас ,скорей, трагические роли – всё же , тема ухода. Но не без комических ноток.
- Изумительные на Вас здесь костюмные ансамбли. От Наместникова? – спросила я - больше , чтобы опять услышать комплименты любимому художнику.
- Ну, Юрочка Наместников – прекрасный художник. И что мне понравилось, он всех нас спрашивал, что бы мы хотели. Я вспомнила интервью с Матвиенко, на ней был чёрный костюм и какая-то кофточка жёлто-золотого цвета, блестящая. И так мне понравилось это сочетание - и официально, и нарядно. И было бы ещё неплохо, сказала я, чтоб какой-нибудь цилиндр, как Марлен Дитрих носила. Цилиндр - не цилиндр, но высокую шляпку он мне сделал. Нашёл золотую органзу. А второй мой костюм - пастельных тонов. Знаете, режиссёр хотел на нас сначала «психушные» робы надеть. Но мы не в сумасшедшем доме! Это дом старых актёров…
И они обживают Дом со всем пылом актерской натуры, играют с веселым задором и, осеняя обаянием своих светлых личностей, с легким флером грусти. Они уходят.Они и пришли в этот дом, чтобы уйти, «присоединиться к большинству». Но пока эта славная четверка с нами, нам тепло и уютно даже от их нелепых выходок и глуповатых шуток. В рассеянной , любопытной Сиси, в забавном, подтрунивающем над всеми Уилфреде, в бодрящейся гордячке Джин, в трогательном и импульсивном Реджи мы узнаем своих близких, отчасти и самих себя. Всех творческих людей, которые не умеют и, главное, не хотят стареть.
Какие актеры, какие роли…хорошо, что успели заснять, остановить хрупкое мгновенье! - пусть и не очень качественно.
«Над вымыслом слезам обольюсь» - как будто о «Квартете» Галко-Федотовой-Аредакова-Гришиной
Ирина Крайнова
3 июня 2020
САРЫТАУН. АРТ