Пресса

Пресса


Эльвира Данилина: «Я не стодолларовая банкнота, чтоб всем нравиться»

Формальным поводом для встречи стал день ее рождения, но вопросы к звезде саратовской сцены копились давно. Заслуженная артистка России в родном для нее театре драмы всегда на первых ролях. Имидж легкомысленной красотки, закрепившийся за Данилиной благодаря режиссерам, охотно эксплуатирующим ее голливудскую фактуру, предполагает наличие в ее характере некоего романтического флера и мягкой податливости, которая так нравится мужчинам. Однако создаваемый годами стереотип в реальности работает лишь отчасти. Оказалось, что за нежным образом блондинки Эльвира Данилина скрывает бойцовский характер и с убойной иронией относится ко всем перипетиям своего гламурного имиджа.

НАХОДКА ДЛЯ ПСИХОЛОГА

– Эльвира Игоревна, плюсы вашего звездного имиджа понятны – успех, востребованность, любовь зрителей и т.п. А есть ли минусы?

– Не могу сказать, что каждое утро просыпаюсь с мыслью о том, что я звезда, прима: «Боже мой, как хорошо! Как повезло!» Иногда в прессе пишут какие-то эпитеты, но у меня всегда такое ощущение, что речь не обо мне, что Эльвира Данилина – это фантом, собирательный образ, который сложился за годы моей работы в театре, а я не имею к нему прямого отношения. И у меня не екает сердце, когда я о нем читаю.

– В недавней премьере театра, спектакле «Чайка» Чехова, вы очень органично сыграли Аркадину. Насколько вам близка эта роль?

– Я очень давно хотела сыграть актрису, но когда предложили сыграть Аркадину, испугалась: роль играна-переиграна великими актрисами, глубоко мной уважаемыми. Поначалу я себя с ней не соотносила, но потом поняла, что это женщина, которая в силу профессии и темперамента не может быть в покое. Я сама могу находиться в состоянии черепахи или улитки, но и ритм торнадо, когда тебе надо взрывать все вокруг, мне тоже знаком. Весь спектакль я работала в свое удовольствие. Головой ничего не выстраивала, все делала интуитивно.

– Из роли легко выходите?

– В какой-то момент я научилась абстрагироваться, а раньше все перипетии, которые происходили с моими героинями на сцене, словно под копирку, случались затем в моей жизни. Я проходила тот же путь, что и они, переживала те же потери. После спектакля «Трамвай «Желание»» Бланш Дюбуа долгое время неотрывно следовала за мной, вовлекала в свои жизненные обстоятельства и на какой-то период сделалась моей доминантой. И я понимала, что невольно играю жизнь по сценарию Теннесси Уильямса. Я человек суеверный, как многие актеры, и, получая роль успешной женщины, все время чуточку надеюсь, что этот кусочек счастья достанется и мне. Но кусочки получаются почему-то очень маленькими, а тяжелая судьба моих драматических героинь следует за мной по пятам.

– Опасная у вас работа…

– Она и физически опасная. В западной школе у актеров присутствует некое брехтовское отстранение от роли, и это не вполне совпадает с нашей практикой вживания в образ, отношением к роли как к акту личного откровения. И, конечно, я работаю своей нервной системой, она у меня одна на все случаи жизни. Иногда мне приходится несладко, я подолгу болею, не могу прийти в себя, мне снятся театральные кошмары, один такой кошмар душил меня перед премьерой «Чайки». Будто наш театр весь черный, как был при Дзекуне, только не матово-черный, а ламинированный, блестящий. И огромное количество дверей и залов. Зритель уже собрался в ожидании премьеры, мне нужно выходить на сцену, а я еще не причесана и не одета. И я, на ходу переодеваясь, бросаюсь сквозь толпу людей и не могу найти дверь в зрительный зал…

– Вы просто находка для психоаналитика…

– То же самое мне сказал мой психолог! Иногда я обращаюсь к нему за помощью, но не оттого, что я дико сумасшедшая женщина, просто мне очень нравится с ним работать. Он тоже считает, что я находка для психологических тестов. У меня по жизни очень бойцовский характер, я не люблю и не умею проигрывать, дико переживаю, если остаюсь в проигрыше. Я почему в азартные игры не играю? Потому что знаю, что я жутко заводная, и могу при проигрыше наломать дров… АЗАРТНЫЕ ИГРЫ

– А хотелось поиграть?

– Для русского человека странно прожить жизнь и ни разу не сыграть в рулетку. Но, зная огрехи в своем темпераменте, я пока на это не решаюсь. Может, когда буду более уравновешенной и научусь философски относиться к проигрышу, я все-таки отправлюсь в казино и сыграю по-крупному.

– Какой важный совет дал вам психолог?

– У меня есть проблема – я не люблю просить, напрягать своей персоной. Для меня эта пытка смертельная. Психолог советовал относиться к этому проще. Еще он сказал: Эля, вся твоя беда в том, что ты не умеешь расслабляться, ты все время на низком старте. Стыдно сказать, но я действительно не могу иногда переключиться, даже ночью у меня идет постоянный мозговой штурм. Лежу иной раз, ворочаюсь, мучаюсь, только начинаю засыпать, как тут же прилетает муза, начинает бряцать лирой надо мной – вставай, пойдем, запишем сейчас все! Я встаю и записываю режиссерскую экспликацию спектакля. Потом ложусь и спокойно засыпаю.

– Кроме театра есть и другая часть жизни. Ваша дочь не жалуется, что все время посвящаете работе?

– Да, другая часть жизни есть, и есть в ней свои проблемы. Я всегда серьезно занималась своей профессией, и, возможно, что-то было упущено, но я никогда не скажу, чтоб ребенок мне был помехой. Не было такого никогда. И я считаю, что у меня счастливая звезда и прекрасные ангелы-хранители, не только на небе, но и на земле, которые брали на себя заботу о моем ребенке. Я имею в виду свою маму и бабушку. Они всегда помогали и не просили ничего взамен, ни в чем не упрекали. Бабуля до самого своего последнего дня помогала мне и всегда была верным другом и помощником. Именно близким людям я обязана тем, что в моей жизни все сложилось так как сложилось.

– Правда, что вы до сих пор живете в театральном общежитии?

– Нет, я живу в служебной квартире, которую мне предоставило правительство области на время работы в театре. Если со мной что-нибудь случится и я вдруг перестану в нем работать и создавать видимость звезды, я остаюсь без всего. В плане жилья мы, артисты театра, находимся в подвешенном состоянии. Квартирный вопрос нас всех испортил. Спасибо правительству за заботу…

ТРИ ЖЕЛАНИЯ ДЛЯ АКТРИСЫ

– Ваши поклонники не простят, если мы им не расскажем, как вам удается так хорошо выглядеть.

– А я хорошо выгляжу?

– Учитывая вашу загруженность и…

– Возраст?

– Нет, темперамент, прекрасно…

– Я по природе очень склонный к лености человек, но у меня дома есть зеркало, и я привыкла с ним честно и бескомпромиссно разговаривать. Лучше меня самой меня никто не знает, да это и не нужно, я не собираюсь выходить на площадь и кричать – посмотрите, у меня под правым глазом морщины увеличиваются! Я отношусь к себе строго, но иронично. Конечно, вряд ли позволю, чтобы по поводу меня кто-то ерничал и злословил, но сама могу на свой счет катком проехаться.

– Может, раскроете практические секреты?

– Не могу сказать, что фанатично слежу за собой. Есть определенная система процедур, которые я делаю каждый день, но собственного массажиста, стилиста-визажиста, парикмахера, кутюрье у меня, к сожалению, нет. У меня есть куча друзей, которые помогают мне в этом, но я никогда не прибегаю к термоядерным средствам. Прежде всего, надо себя любить и неуклонно повышать свою самооценку, тем более что я, например, страдаю всю жизнь от низкой самооценки. В детстве долго мечтала о золотой рыбке, чтобы она исполнила три желания по улучшению моей внешности.

– Теперь понятно, откуда у вас такая фигура…

– Просто надо меньше кушать. Вот говорят без завтрака нельзя. Но если я не хочу, не завтракаю. Долгое время у меня были лишние килограммы, которые мне мешали, и я упорно с ними боролась. Чего только не делала! Но задалась целью похудеть, и сделала это. Только один раз в жизни сидела на жесткой диете. С тех пор калории не подсчитываю, просто не ем некоторые продукты – хлеб, сахар, но иногда позволяю себе гормоны радости в виде конфет и шоколада. Могу встать среди ночи и съесть конфетку, и мне нисколько за это не стыдно. Я знаю, что если мне понадобится, я потом себя в чем-то ограничу.

ЦЕНА ВОПРОСА

– Шикарные наряды вам тоже золотая рыбка приносит?

– Когда у меня плохое настроение и есть финансовые возможности, я устраиваю шопинг. Я заранее знаю, что если мне что-то понравится, это будет самая дорогая вещь. Всегда думаю, что это артикул, а это оказывается цена. Приходится делать вид, что вещь, конечно, неплохая, но мне-то нужна с перламутровыми пуговицами! Иногда могу наступить на горло своей финансовой песне и сказать: нет, я хочу, чтоб эта вещь у меня была! Могу в долги влезть. Ну а что делать? Может, когда-то произойдет чудо и у меня появится большой кошелек или меценат, который скажет: Господи, Боже ж мой! Да что ж это такое! Давай я тебе помогу!

– Такая женщина и без мецената?

– Хлопотное дело эти меценаты, особенно с моим независимым характером и строптивым нравом. Мне же надо, чтоб если меценат, то по любви. Кто знает, может где-то за углом меня ждет что-то большое и светлое, и будет любовь и более благополучная жизнь. Хотя грех роптать. Если я сегодня имею столько, значит, так должно быть, и не надо себя грызть безнадежными мечтами, завистью и томлением. Это глупо и себе дороже.

– Трудно вспомнить спектакль, где бы вы не играли в паре с Игорем Баголеем. Карма у вас такая?

– Карма в моем понимании – это клеймо, которое на тебе стоит и ничем его не свести. Но я нисколько не жалуюсь на карму по фамилии Баголей. Я очень нежно к нему отношусь как к человеку и партнеру. Мы побывали в процессе работы над спектаклями в разных ситуациях, но мне всегда спокойно, потому что я знаю, что у меня есть Гоша, а у Гоши есть я. И вместе мы всегда договоримся, даже если в чем-то будем не совпадать.

– Примелькаться не боитесь?

– Если, выходя на сцену, я начну думать, кому я примелькалась, а кому нет, кому нравлюсь, а кому нет, грош мне будет цена. Я не стодолларовая банкнота, чтоб всем нравиться, и не кольцо с алмазом. Конечно, иногда бывает обидно читать про себя на форумах высказывания в стиле: «А-а, Данилина, это которая везде переигрывает?» Или: «А-а, это которая всегда раздевается!» Читаешь этот бред сивой кобылы и думаешь: хорошо же ты, Эльвира Игоревна, играешь, что запомнили только твои голые ноги в чулках!

Я поначалу переживала, а потом просто перестала обращать внимание. Я знаю, что у меня есть мой зритель, которому я интересна, который следит за моим творчеством и трезво ко мне относится. И пока есть мой зритель, я выхожу на сцену и буду выходить.

21 октября 2010

Елена БАЛАЯН

Взгляд


Возврат к списку