Пресса

Пресса


Воланд в органном зале

Как будто не было двадцати с лишним лет, отделяющих нас от премьеры спектакля «Мастер и Маргарита» в Саратовском театре драмы Народный артист РФ Александр Галко – лучший Воланд, это признано всеми. От одного голоса мурашки по телу, а когда зазвучали строки бессмертного романа в его исполнении, показалось, что померк свет в Большом зале консерватории, стали серыми, словно в бликах сальных светильников древней Иудеи, стены: «Рукописи не горят...

Вы разве без шпаги пришли?.. Никогда ничего ни у кого не просите...» Саратовская областная филармония имени Альфреда Шнитке так необычно открыла новый сезон популярного абонемента академического симфонического оркестра и концертного оркестра духовых инструментов «Волга-бэнд» для молодежи и студентов. Да, да. Галко читал роман Булгакова в сопровождении симфонического оркестра. Звучали фрагменты произведений Шнитке, Верди, Равеля, Вагнера – часть музыкального строя легендарного спектакля Александра Дзекуна в академдраме. И не случайно. Ведь режиссером этого концерта стал заслуженный работник культуры Феликс Аронс, который в свое время и составил саундтрек постановки.Вот что Феликс Матвеевич рассказал нам перед началом концерта:– Идея витала в воздухе. Александр Галко любим всеми: театралами, коллегами, учениками. Его имя постоянно на слуху. А одна из выдающихся ролей артиста, Воланд, постоянно вспоминается. Очень хотелось вновь увидеть его в этом образе. Он вообще – булгаковский человек. Поэтому мы решили взять шире: Александр Григорьевич читает роман за всех персонажей. Ему помогает создавать атмосферу тревоги, тайны симфонический оркестр, дирижирует которым Эдуард Дядюра. Мне хотелось, чтобы для Александра Григорьевича, зрителей такой концерт стал праздником. А для его учеников – своеобразным мастер-классом. Мы специально написали на афише, что вечер устраивается для студентов саратовских университетов. Просто необходимо приобщать молодых людей к литературе, театру, музыке. Быть сведущим в этом – обязанность всякого, кто имеет университетский диплом. Цикл будет продолжаться. Мы ведем на эту тему беседы с народной артисткой РФ Риммой Беляковой. Возможно, уже весной покажем спектакль (мне так хочется называть эти вечера), где Римма Ивановна будет читать письма Ольги Книппер к Антону Павловичу Чехову и прозвучит дивная музыка русских композиторов в исполнении нашего симфонического оркестра.В одном из эпизодов солистка филармонии Мария Шевченко исполнила вокальное танго из кантаты «История доктора Фауста» Альфреда Шнитке. Это произведение гениальный композито написал специально для Аллы Пугачёвой. Феликс Аронс присутствовал на репетициях, когда Алла Борисовна разучивало танго под руководством самого маэстро. Правда, в дальнейшем она его так и не спела. Но музыка настолько мощная и необычная, что Аронс включил это танго и в спектакль, и в концерт.…Александр Галко вышел на сцену без белого плаща, но в безукоризненно белой пиджачной паре. Поднимался он на сцену по ступеням, обитым кроваво-красным бархатом. И сидел на скамейке, той самой, знаменитой, которая фигурировала в спектакле «Мастер и Маргарита». Так много аллюзий возникало в тот вечер. Хотелось продолжения действа. Возможно, если бы к Александру Галко присоединилась еще и лучшая Маргарита – народная артистка Валентина Федотова, фантасмагория Булгакова длилась бы дольше.Одно непонятно. Зал зиял незанятыми местами. Когда мы выходили из консерватории после отгремевших аплодисментов, освещенный проспект Кирова был до отказа забит праздношатающейся публикой, по большей части студенческого возраста. И так ведь бывает каждый вечер: пиво, скука и шмыганье башмаками по нашему Бродвею. И мало кому в голову пришло взглянуть на афишную тумбу, где приглашали в гости к Воланду, в органный зал.

Владимир Акишин

2 октября 2010 года

«Саратовская областная газета»


Возврат к списку