Пресса

Пресса


Энциклопедия любовного недуга

Григорий Аредаков Тургенева сначала сыграл, а потом поставил

На Малой сцене академического театра драмы имени И.А. Слонова четверокурсники мастерской народного артиста России Григория Аредакова и заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной сыграли премьеру – «Месяц в деревне» по Ивану Тургеневу, дипломный спектакль по русской классике, что традиционно является обязательной составляющей выпускного марафона, который продолжается у будущих артистов порою не один год (нередко дипломные постановки сдаются досрочно, на третьем курсе обучения). На этот раз педагогами было принято к работе очень непростое для исполнения будущими артистами произведение.

При жизни автора пьеса в пяти актах и практически отсутствующим внешним действием считалась несценичной, и если бы не знаменитая актриса Мария Савина, выбравшая для бенефиса роль Верочки и имевшая в этой роли невероятный успех, свидетелем которого был потрясенный Тургенев, то судьба ее могла быть совсем иной. Впоследствии, уже в начале XX века, в «чеховские времена», Савина сыграла и Наталью Петровну, окончательно утвердив «Месяц в деревне» в репертуаре русского театра. Чехов не то чтобы у Тургенева учился, но внутренняя связь меж ними очевидна, а великий отечественный режиссер Анатолий Эфрос, поставивший в 1977-м психологически насыщенный, атмосферный, исполненный тонких и глубоких человеческих чувств, лучший на свете «Месяц в деревне», писал о том, что эта тургеневская пьеса и чеховский «Вишневый сад» друг друга продолжают и дополняют: «Вишневый сад» – разбитая чашка, «Месяц в деревне» – первая трещинка в ней». Убрав «все лишнее», то есть отчетливо прописав сюжетную линию, отказавшись от того, что на нее непосредственно не работает, и повысив градус диалогов, Григорий Аредаков, сам когда-то игравший в спектакле Александра Дзекуна возмутителя женских сердец и деревенского спокойствия юного учителя Беляева (теперь роль сына Натальи Петровны Ислаевой в студенческом спектакле играет его внук Егор Аредаков), чеховских аллюзий избежал, представив зрителям не столько собственное прочтение пьесы, сколько умение учеников играть сильные и открытые чувства и вести сцены словно с учащенным пульсом при интенсивном внутреннем ритме.

«Пьеса Тургенева – своеобразная энциклопедия любви как болезни, – считает Эльвира Данилина. – Можно сказать, что автор подробно рассматривает и обнаруживает все ее симптомы. Встретиться с таким материалом в начале своего творческого пути – это большая удача. Нашим девушкам повезло, но это и понятно, они взрослеют сейчас значительно быстрее, чем ребята. Признаюсь, я не очень любила «Месяц в деревне», пьеса мне казалась слишком вялотекущей и многословной, но теперь мне хочется сказать: большое спасибо, Иван Сергеевич, за то, что поначалу в своих произведениях вы предпочитали выставлять героями персонажей мужского пола с их вечным отрицанием, обязательным бунтом, нигилизмом и несчастными любовями, а здесь все у вас вертится вокруг женщин и посвящается им. Что делать, если путь любви редко прям и усыпан розами, чаще он изломан, извилист, а порою страшен. Но главное все равно в том, чтобы любовь была. В наше прагматичное время многие, очень многие предпочитают любви «спокойную жизнь». «Зачем нужно страдать?» – недоумевает большинство. Это именно тот случай, на мой взгляд, когда пребывать в меньшинстве очень почетно».

Ольга Харитонова

19 февраля 2010 года

«Саратовская областная газета»


Возврат к списку