Пресса

Пресса


Ирина Апексимова на "Уроках Табакова": воспоминания о мастере и экспериментальный "Отелло"


Ирина Апексимова на "Уроках Табакова": воспоминания о мастере и экспериментальный "Отелло"Московский театр на Таганке принял участие в культурно-образовательном проекте "Уроки Табакова".

Ученица Олега Павловича, актриса, директор театров - на Таганке и "Содружество Актеров Таганки" Ирина Апексимова встретилась со студентами Саратовского театрального института и рассказала о годах учебы у Табакова:

- Наш курс счастливый. Мы третий набор Олега Палыча и первый, которому он преподавал в Школе-студии МХАТ. Мои сокурсники Евгений Миронов, Владимир Машков, Валерий Николаев. Учиться у Табакова было сложно, но интересно. Он был очень целенаправленный человек. Всегда доказывал, что его ученики самые лучшие и создавал нам соответствующие условия. В 1987 году мы учились актерскому мастерству в Англии, вокалу - в Америке. И все же ежедневно каждого из нас не покидало ощущение, что мы ходим по грани, и вот сегодня нас уже точно отчислят. Когда мастер отчислял, было ощущение несправедливости, особенно если это случалось со студентом 4 курса. Мы просили за него Олега Павловича, спрашивали: "Ну куда он пойдет?" "Я должен воспитать актера, который своим мастерством заработает себе на кусок хлеба, и желательно с маслом", - Табаков был непреклонен. Но прошедший школу Табакова актер мог работать в любом театральном коллективе.

Ирина Апексимова развеяла иллюзии будущих актеров относительно того, что актерская профессия ассоциируется со славой и успехом. По словам Ирины Викторовны, в первую очередь это каторжный труд, и состояться на этой стезе можно только в том случае, если рассчитываешь сугубо на себя.

Несколько позже, в ходе пресс-конференции актриса также поделилась своим отношением к выдающемуся театральному педагогу:

- Не помню, как впервые увидела Табакова. Его нет с нами, но Олег Палыч остается тем самым идеалом, с которым соотношу все свои поступки и действия. Не люблю рассказывать про мастера, так как не люблю отдавать то, что мне очень ценно. Очень дорожу тем, что я его ученица. Я чувствовала его интерес к себе. В противном случае я бы не доучилась. Табаков очень конкретно выражал свои чувства и эмоции.

Вечером на Большой сцене Саратовского академического театра драмы актеры Московского театра на Таганке представили спектакль "Отелло". Постановка решена мягко говоря не тривиальна. Когда изначально узнаешь, что в версии петербургского режиссера Андрея Гончарова Дездемона - женщина с опытом, Отелло - не мавр, а Яго - девушка, посещает предположение, что увидишь абсурдное действо. Но по мере развития сюжета проникаешься происходящим на сцене.

- После приглашения Гончарова поставить что-то в театре на Таганке мы предложили ему самостоятельно выбрать название, - рассказывает Ирина Апексимова. - Он остановился на "Отелло" и сказал, что в роли Дездемоны видит меня. Я расхохоталась, потому что этот образ не моего амплуа. Но согласилась, потому что посчитала: мы работаем над острой социальной комедией. Но в результате у нас получилась действительно трагедия.

Трагедия Уильяма Шекспира актуальна во все времена, поскольку пока человечество живет, обуревать им будет неизменный набор добродетелей и пороков. Возникает вопрос, для чего Андрею Гончарову понадобилась дополнительная и такая жесткая универсализация "Отелло"?..

Дездемона (Ирина Апексимова) в таганковской версии - зрелая женщина. Полюбив молодого генерала, она обнулила свое прошлое и подкупающе чиста в своем искреннем чувстве. Отелло (Роман Колотухин) - юный мужчина, вояка и ловелас. Резкий "стоп" своим бурным будням он дает, когда встречает Дездемону. В ней он видит отражение своей души. Им настолько хорошо вдвоем, что ни социальное неравенство, ни разница в возрасте не являются помехой их любви. Вот только со временем влюбленным не повезло. Живем-то в эстетике шоу, когда все что хотят, то и говорят. И "пусть говорят"... Самое страшное, что за лоскутным одеялом сплетен, метафорически поданном в смешении высокотрагедийного начала и легкомысленно-обескураживающих гэгов, платка-занавеса как рассвета любви и её же савана, страсти превращаются в страстишки. Кассио (Константин Любимов) преданной собачкой стоит на четвереньках перед Эмилией под "Эхо любви". "Черная" кровь дерзкого Отелло заключается в "гибкости" его душевных качеств. С одинаковой готовностью он выполняет указания военначальника и легковерно подвергает сомнению верность любимой. Оттого-то Яго (Надежда Толубеева), чья зависть замешана на ревности Отелло к Дездемоне, пребывает в каком-то замороженном состоянии. И впрямь, зачем прикладывать усилия, когда хаос в обществе существует сам по себе, просто хладнокровно дирижируй. За этой мнимой бесстрастностью - печальная картина. Ты понимаешь, что образ Яго гораздо многомернее, чем кажется на самом деле. Сколько вокруг завуалированных мерзавцев, темную силу которых сразу не увидеть за "честными" глазами. Усредненное время без героев и сомнительными принципами зияет на сцене огромной рамой, словно подчеркивая: жуткая картина...

"Я покурю", - обреченно говорит в финале Дездемона, которая все действие двигается по сцене бесшумно, аккуратно, достойно, неся свою любовь словно хрупкий сосуд. И эта обреченность гораздо страшнее физического удушения. В спектакле Андрея Гончарова в ответ на затмение сердца возлюбленного (как издевательски алеет в центре сцены гигантская клубника) у Дездемоны умирает душа... Грустный спектакль. Убедительный. Этакий щелчок по зрительскому носу, побуждающий к размышлениям. И к тому, чтобы присмотреться к себе... Стать лучше...

Елена Маркелова

21 апреля 2021

 Известия.Саратов и регионы



Возврат к списку