Пресса

Пресса


Финал "Уроков Табакова": "Горбачев" и симфония любви


В Саратове закончился проект "Уроки Табакова".

Десятидневный культурно-образовательный проект, организованный Саратовским академическим театром драмы и театральным институтом СГК, завершился спектаклем "Горбачев" Государственного Театра Наций.

В постановке латвийского режиссера Алвиса Херманиса, которая со дня премьерного показал снискала славу великого театрального свершения, играют народные артисты РФ Чулпан Хаматова и наш земляк, ученик Олега Табакова, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.

По традиции проекта за несколько часов до саратовского (первого гастрольного) показа спектакля "Горбачев" актеры встретились со студентами СаТИ и представителями средств массовой информации.

- Каждый мой приезд в Саратов - настоящее испытание, потому что в стенах родного института на меня смотрят особым взглядом, - начал разговор с юными коллегами Миронов. - И сюда привожу самые дорогие для меня спектакли.

Чулпан Хаматова отметила, что саратовский показ спектакля "Горбачев" - настоящий "вызов", поскольку сцена Академдрамы больше, да и на немосковского зрителя недавняя премьера Театра Наций выходит впервые.

Гостья рассказала, как познакомилась с Михаилом Горбачевым. Вспоминает, как обиделась, когда он, возглавляя Фонд, отказался ей помочь деньгами на лечение детей, указав на медийность актрисы и тем самым побудив на поиск спонсоров. В финале той встречи первый и он же последний президент Советского Союза подарил книгу о своей жизни. Актриса поделилась тем, как постепенно, читая ее, она проникалась симпатией к Михаилу Сергеевичу: "Его подлинная вера в гуманизм подкупает". Чулпан Хаматова сообщила, что во время работы над спектаклем Михаил Горбачев не задал ни одного вопроса, оказав авторам постановки абсолютное доверие.

Евгений Миронов свои размышления о работе над заглавной ролью спектакля "Горбачев" посвятил характерности актера:

- У нас с Михаилом Сергеевичем даже голоса разного тембра. Была опасность скатиться в карикатуру, и чтобы этого не произошло, я максимально изучил его биографию. И вот что значит наша театральная школа, которая формирует в артисте прекрасный почерк для поиска образа. Многое в моем герое открылось, когда я погрузился в его детство. Место рождения, ставропольское пространство, школьные поступки постепенно формировали характер персонажа.

Рассказ Евгения Витальевича стал для начинающих лицедеев мастер-классом. Миронов заметил, что, к сожалению, зачастую характерность актеров воспринимается как природная данность, но в профессии используется скудно. Тогда как, по мнению Евгения Витальевича, это свойство позволяет актеру быть разным в каждом образе, к которому нужно найти ключ, скрывающийся в малейшей детали, обстоятельстве жизни. Таковой для него оказалась "сухая" рука лже-Дмитрия, диспропорция в теле Ивана Карамазова, продолжительная болезнь Князя Мышкина.

- При этом вы должны понимать, что найти нужную форму вам поможет только глубокое погружение в содержание, - подчеркнула Чулпан Хаматова.

Студентов интересовало, какими качествами должен обладать хороший партнер.

Гости сошлись в ответе: рядом с хорошим партнером актер забывает на сцене про себя.

Высший пилотаж мастерства, в котором присутствует большое взаимоуважение, химия бесконечной человеческой симпатии друг к другу, бережное и чуткое отношение к партнеру, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова проявили в спектакле "Горбачев".

Алвис Херманис в работе над постановкой о жизни Раисы и Михаила Горбачевых использовал интересный трюк. Еще до начала действия занавес открыт, и зрителю предоставляется возможность рассмотреть многочисленные парики на трюмо, костюмы на рейлах. За ними - белая кирпичная стена с семейными фотографиями четы Горбачевых, она словно чистый лист бумаги, на которой Раиса и Михаил будут создавать свою биографию. Посещает догадка, что перед тобой актерская гримерка...
Спектакль начинается с рассказа актеров о последних днях жизни Раисы Максимовны. Он звучит быстрой минутной хроникой, в которой с ускорением ритма нарастает тревога и предчувствие ошеломляющего одиночества... Сцена на мгновение затемняется, и вот уже на сцене непосредственно Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Они репетируют роли первого президента СССР и его супруги. Артисты проводят речевые разминки, делают физические упражнения, гримируются, шутливо "примеряют" на себя манеру героев говорить, объясняют друг другу нюансы их характеров. Его открытость замешана на прямоте, взгляде на жизнь в самый корень, как это делает человек от сохи. Ее искренность подается в речевом наивно-утвердительном посыле и поднятом вверх указательном пальчике, за которыми угадывается добрая и очень сильная натура.
- У нас нет задачи сделать двойников, добиться портретного сходства, – признался Евгений Миронов на пресс-подходе перед спектаклем, – мы пытаемся понять способ их мышления, причину их поступков. Ведь подумать только: в Москве встретились тракторист из Ставрополя и девушка-отличница из Сибири. Просто Ромео и Джульетта какие-то! Как он ее любил, как восхищался ею!
Листая страницы love story Горбачевых, актеры на глазах публики меняют образы. Они цитируют интервью, фрагменты речей, мемуаров и писем Горбачевых. И происходит необъяснимое волшебство. Как во время правления Михаила Сергеевича для Раисы Максимовны "шесть лет слились в один рабочий день", так и перед зрителем на протяжении трех часов пролетает огромный отрезок времени: от 50-х годов прошлого столетия до наших дней. История в постановке Херманиса отступает на задний план. Мы становимся свидетелями развития большой любви, у которой свои памятные "зарубочки". Первая встреча на танцах, бесконечные прогулки по Москве и, позже, ночные - по аллеям правительственной дачи. И ты уже ловишь себя на мысли, что не смог уследить превращения Евгения Миронова в Михаила Сергеевича, Чулпан Хаматовой в Раису Максимовну. При описании игры актеров так и рвутся "в бой" слова "блистательно", "виртуозно", "непревзойденно". И бьешь себя по рукам, так как превосходная степень опошляет то исключительное существование артистов на сцене и его результат, которые они являют в "Горбачеве". Главный инструмент их перевоплощения - большое уважение и ежесекундные "шаги" навстречу друг другу, в поиске в партнере точной реакции и мгновенном отклике на нее. В лирических сценах, в рассказах о детстве героев артисты подчас прибегают к гротесковым краскам. Ткань реальной жизни Чулпан Хаматова и Евгений Миронов плетут с большим интересом к персонажам. Актеры параллельно ведут диалог меж собой в поиске характеров и одновременно - с героями, примеряя их жизненные обстоятельства и события на себя. В результате предельное сходство с героями они демонстрируют и в монологах без... грима.
Звучавшая гулкой тревогой хроника последних дней Раисы Максимовны в начале спектакля кольцует действие сценой, в которой Михаил Сергеевич доверительно рассказывает о жизни в загородном доме, где все осталось как при Ней. Евгений Миронов, который на протяжении спектакля визуально приближается к образу Горбачева постепенно, здесь полностью облачен в фотографически точную маску. Но ты ее не замечаешь - поражают голос и интонация, которые, кажется, каким-то непостижимым образом заглавный герой постановки одолжил актеру. В спектакле талант любить и дар лицедейства высшей пробы в своем переплетении рождают симфонию глубинного смысла жизни. Он в служении - любимому человеку; делу, которое тебя поглощает. А, значит, в честности, которая является главным оправданием твоего земного пути.


Елена Маркелова

25 апреля 2021

Известия.Саратов и регионы




Возврат к списку