Пресса

Пресса


Безусловные аплодисменты

Театр ближе к корриде или к футболу, а вовсе не к музею.

В этом уверена молодой московский драматург, театровед и кинокритик Виктория Никифорова, автор пьесы «Условные единицы», премьеру которой сыграли в саратовском академическом театре драмы. «Пьеса про любовь», как указано в программке, «чистая комедия», по мнению самого автора, актерский бенефис Эльвиры Данилиной и Игоря Баголея на радость зрителям. Вообще – абсолютно зрительский спектакль, динамичный, остроумный (цитировать весело: «В моей смерти прошу винить индекс Доу-Джонса – зачем он так низко пал?»), намеки на эротику присутствуют, но пошлости нет даже близко. И даже странно, что на такую по-хорошему современную историю завлит театра Ольга Харитонова полгода уговаривала режиссеров. В итоге выиграли и академдрама, и поставивший «Условные единицы» Ансар Халилуллин, и, главное, публика.

Явно осталась довольна и приехавшая на свою саратовскую премьеру драматург Виктория Никифорова.

– Это первый для вас опыт постановки на провинциальной сцене?

– Первый, который я вижу своими глазами. И первая постановка пьесы «Условные единицы».

– Ну и как?

– Здорово! Актеры у вас отличные: Гоша замечательный, Эле я просто признавалась в любви. И история получилась. Хотя непривычно – я живу в Москве, и писала про реалии вокруг себя. А приехала в другой город, и оказалось, что люди все поняли адекватно. Слава богу: я боялась, что моя пьеса для небольшого кружка людей, тех, кто живет внутри Бульварного Кольца.

– И нам приятно: славный, очень зрительский спектакль, что называется, для самых широких масс.

– А я люблю эти широкие массы, без всякого снобизма – мне нравятся люди, которые живут на земле. Я не могу презирать человека за то, что он прочитал гораздо меньше пьес Шекспира, чем я. И учительницу, и владельца автосалона или хозяйку парикмахерской я буду рада увидеть на спектакле. Мне современные буржуа кажутся хорошими и очень достойными людьми. Средний класс, люди, которые начали зарабатывать – это мои герои, они мне понятны. И проблемы, о которых я пишу, актуальны для всех. Все важно: любовь, одиночество, отношения, квартира, недвижимость, доходы.

Может быть, люди задумаются о том, как это соединять? Когда я написала первую свою пьесу, «Скрытые расходы», тоже надеялась, что может быть люди будут чуть меньше думать о деньгах.

– Но тут наступил финансовый кризис… Вика, реплики, разбросанные по пьесе – это все лично ваше? Кино с Джонни Деппом, музыка Эми Уайнхаус?

– Музыка нет, а Джонни Депп – я вообще-то надеялась, что героиня портрет своего любимого киноактера повесит, даже такое примечание к пьесе хотела написать. Но создатели спектакля пошли строго по тексту. И очень радует, какой результат получился.

– А вообще какие культурные реалии вам близки? На сходные темы и фильмы вроде «Питера-ФМ» сняты, и творения Гришковца написаны.

– Ничего из того, что вы назвали, мне не близко. Мое главное культурное предпочтение – хорошо сделанная французская пьеса, это такой прямо жанр есть, середины 19-го века, это Скриб и Лабиш. Мне очень нравятся их водевили и мелодрамы, потрясающе закрученная интрига и великолепно выстроенный диалог. И «Соломенная шляпка» для театра, на мой взгляд, так же важна, как и «Гамлет».

Я не против «Королей Лиров» и «Гамлетов». Лично я готова их смотреть 24 часа в сутки, конечно, это лучше, чем современные пьесы – что говорить. Но когда на сцене только короли Лиры и Гамлеты – мне кажется, это неправильно. Зритель теряет некую ориентацию и начинает театр с чем-то музейным ассоциировать. Как бы ни пытались режиссеры осовременить классические пьесы, иногда у них получается просто великолепно, – а все равно зрительный зал думает: музей.

В Москве у публики есть одно неприятное свойство: она слишком вежливая, слишком послушная. Она терпеливо смотрит скуку. Вот зрители пришли, отдали по сто долларов за билет, выпили коньячку в буфете, сели в партер – и начинается какой-нибудь мучительно скучный спектакль по классической пьесе. Я думаю, во времена Шекспира зрители бы достали апельсины или помидоры, что там у них было, и в актеров этими помидорами!.. А тут мухи в зале дохнут, дамы-господа сидят и скучают, но вежливо хлопают. Мне такая пассивность публики кажется неправильной, она должна ярче сопереживать, пристрастнее относиться к происходящему. Театр ближе к корриде или к футболу, а вовсе не к музею.

На премьере «Условных единиц» в театре драмы саратовские зрители смеялись и аплодировали абсолютно искренне. А вот помогают ли в любовной истории спортивные тренажеры – мнение заслуженных артистов России Эльвиры Данилиной и Игоря Баголея читайте в следующем номере «НО».

Вопросы задавала Валерия Каминская

(«Неделя области», 22 апреля 2009)


Возврат к списку