Пресса

Пресса


Старые стулья и искусство фотографии

В академическом театре драмы состоялась премьера спектакля «Хлам» по пьесе израильского классика Йосефа Бар-Йосефа.

Полное название пьесы – «Купер, его дочь и искусство фотографии», жанр ее определен как «драма с клоунадой».

Главный герой Купер (Григорий Аредаков) всю жизнь собирает и пытается ремонтировать старые, никому не нужные вещи. Верит, что современный пластмассово-синтетический, не рассчитанный на долгое применение мир, можно заменить пусть на переломанное, но крепкое дерево, качественную сталь, тонкую ручную работу. Его жена (Тамара Джураева) – просто жена, все терпит, все принимает, обо всем заботится, всех любит. И пытается примирить отца со взрослой дочерью (Алиса Зыкина), когда-то из захламленной квартиры просто сбежавшей, а сегодня ставшей известным профессиональным фотографом.

Дочь заявила, что вернется только на похороны, отец тяжело болен, мать идет на страшную ложь, дочь все-таки приезжает – вот, собственно, и весь формальный сюжет истории. В которой есть еще и четвертый персонаж (Александр Кузьмин, Александр Каспаров) – он то возлюбленный дочери, отец ее будущего ребенка, то печальный клоун.

Да и вся эта вечная история об отцах и детях печальна. И не так проста, как вы сейчас прочитали в кратком изложении. И, в общем-то, не имеет национальности. Пригласить родного для Саратова человека Ирину Горелик театр драмы планировал давно. Ирина Львовна уже пятнадцать лет руководит в Иерусалиме созданным ею там собственным театром (тоже «Микро», но абсолютно отличным от отцовского). Год назад молодая драматическая труппа даже добилась государственного статуса. И как режиссер, Ирина Горелик состоялась именно в Израиле, на саратовской сцене – это ее дебют в роли постановщика.

Трудная работа была встречена зрителями с пониманием, остался доволен и побывавший на премьере сам драматург и романист Йосеф Бар-Йосеф. Особенно его приятно поразил (а мы-то это знаем давно) высокий профессиональный уровень наших любимых саратовских артистов.

Пронзительная вечная мама Тамары Джураевой (ее хочется отметить особенно). Григорий Аредаков и Алиса Зыкина, играющие так и не высказанную вслух огромную любовь отца и дочери то нервными страстями, то молчаливыми полутонами. Были и еще герои спектакля: сумевший и хлам превратить в поэзию художник-постановщик Юрий Наместников. А за полупрозрачной занавеской – Татьяна Аредакова, игравшая мелодии израильского композитора Бориса Зимина. Музыка для этой истории звучала замечательная, гармоничная и уместная. Кстати, вот еще трогательная строчка из программки: «в спектакле звучит русская народная «Колыбельная» на иврите».

Хотя все в этой драме с клоунадой понятно без перевода. Хлам – разве это только буквально старые вещи? Нам ведь и открытые проявления чувств иногда кажутся ненужными.

Валерия Каминская

(«Неделя области», 26 ноября 2008)


Возврат к списку