Пресса

Пресса


Записки офисного планктона

На малой сцене академического театра драмы питерский режиссер Антон Коваленко представил зрителям свою версию повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего».

Больше ста пятидесяти лет назад была написана эта печальная история о канцелярском работнике, но первое, что приходит в голову, когда смотришь новый спектакль академдрамы: Гоголь все-таки гений. Он все знал. И ничего не изменилось. «Я не вижу выгод служить в департаменте… Зато у него есть стол красного дерева… У купцов сынки все шалят и лезут в дворяне… Где депутация из Испании? Без депутатов неприлично!.. Во Франции уже большая часть народа признает магометанство… Вы слышали необычайные новости? Говорят, что в Англии поймали какую-то рыбу…»

Последнюю реплику сегодня можно отнести к Интернету, а страсти насчет того, что «Земля сядет на Луну» поменять на обсуждение черной дыры от адронного коллайдера. Разве не в таких разговорах проводят рабочее время сотрудники многих-многих офисов? Формально их и сегодня считают канцелярскими служащими, хоть все чаще используется модное определение «офисный планктон». Просто бедный Поприщев очинивал перья для его превосходительства, а кто-то заправляет бумагу в принтер и готовит бесконечные сводки для начальства.

– Я чиновник благородного происхождения!

– Ты нуль!..

И что же: если бедный чиновник самого мелкого ранга с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на место бессмысленные бумажки – то он нормален? А если, устав страдать от безнадежной любви, объявит себя наследником Испанского престола – он сумасшедший?

Главную роль, канцеляриста Поприщева, трогательно и нервно сыграл уже прославившийся в классике Григорий Алексеев (год назад он стал ярким Раскольниковым в «Преступлении и наказании»). Как и все остальные персонажи спектакля, он поначалу одет в обычный современный костюм – строго черное и белое. А к концу оказывается в каком-то целлофановом халате, и его все-время поливают водой (буквально, вся сцена между двумя группами зрителей становится абсолютно мокрой). Поприщева-Алексеева искренне жаль, весь его мир – это трансформер кровать-письменный стол, от такой жизни как не тронуться умом и не закричать: «Зачем вы мучаете меня?..»

Раздвоение личности – сначала Поприщев «просто» разговаривает сам с собой (в паре с Алексеевым играет Валерий Малинин) – сменяется утверждением, что «человеческий мозг приносится со стороны Каспийского моря ветром». А там уж рядом и пронзительное: «Матушка, пожалейте о больном дитятке!»

Недолгий по продолжительности (меньше полутора часов), идущий под замечательную музыку новый спектакль театра драмы хочется искренне порекомендовать к просмотру чиновникам и депутатам всех уровней, а также самым разнообразным офисным работникам обоих полов. Кстати, порочные офисные барышни (Эльвира Данилина и Татьяна Родионова) с зализанными прическами и в строгих блузках с галстучками в театральной программке значатся как собачка дочери начальника отделения и ее подружка. Просто вспомните, как в русском языке называется собака – все точно.

Поприщев мечтает о чувствах, но с большой любовью не сложилось. До губернского управления еще надо дослужиться. Уехать в Италию или хотя бы Испанию жалованье не позволяет. Ну, каких тут нервов хватит?

И ведь это мы еще, как положено в любом нормальном офисе, не говорили о тревогах мирового финансового кризиса.

Валерия Каминская

(«Российская газета»)


Возврат к списку