Пресса
Вы жизнью-то не брезгуйте, Родион Романович
Достоевский в постановке театра драмы оказался невероятно современным
Саратовский академический театр драмы показал премьеру спектакля «Преступление и наказание». Это уже третья постановка на нашей сцене московского режиссера Марины Глуховской (она же стала автором инсценировки) и художника Ольги Веревкиной из Омска.
Для тех, кто не перечитывал великий роман со времен его «прохождения» в школе, все осталось по-прежнему: воспаленный студент Раскольников убивает топором старушку-процентщицу и произносит «тварь ли я дрожащая или право имею», следователь Порфирий Петрович его разоблачает, а Сонечка Мармеладова вынужденно идет на панель. Но думается, что именно для тех, кто Достоевского «проходил» - причем в другие, советские времена, для тех, «кому за тридцать» и поставлен этот замечательный спектакль.
За три с половиной часа понимаешь, что эта история – про нас. Про то, что «жить по-прежнему скверно» и невозможность с этой жизнью справиться. Про «смогу ли я переступить?» Про «бегите в Америку, еще есть время, я вам денег дам, и визу, у меня связи есть» (Свидригайлов в блестящем исполнении Виктора Мамонова). Про «эти немцы глупее нас», «поскорее разбогатеть», пьяные пляски на поминках и «водки не пью по убеждениям». Зал искренне реагирует на кодовые слова – денежный залог, квартирная хозяйка, долг за квартиру, деньги на чистоту, журналы с картинками, депутаты, реформы…
Спектакль идет под музыку современную и песни начала прошлого века – Альфред Шнитке, Петр Лещенко, Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Высоцкий и Гарик Сукачев. Это не раздражает, это абсолютное попадание в точку. Актеры страстно играют «про любовь» – и мужчины (Раскольников – Григорий Алексеев, Разумихин – Александр Кузьмин, Лужин – Олег Клишин, Мармеладов – Виктор Ерофеев), и женщины (Дуня – Татьяна Родионова, Катерина Ивановна – Алиса Зыкина, Пульхерия Александровна – Лариса Уварова, Соня – Екатерина Ивановна).
А потрясающе точную актерскую работу Владимира Назарова (Порфирий Петрович) вы конечно должны увидеть своими глазами.
Валерия Каминская
(«Российская газета»)