Пресса

Пресса


«Лучшие дни нашей жизни» прозвучали веско и вовремя

Пантеон: народный артист России Григорий Аредаков победил в номинации «Признание» на Третьем Межрегиональном фестивале имени Н.Х.Рыбакова

Фестиваль в Тамбове носит имя великого русского актера Николая Хрисанфовича Рыбакова, для которого и про которого с любовью и признательностью много писал сам Александр Николаевич Островский. Он служил в столичных Малом и Александринке, партнерствовал со Щепкиным и Мочаловым, играл Гамлета, Отелло, Кориолана, Макбета, Короля Лира и десятки других ролей, много гастролировал и работал в провинции, неоднократно бывал в Саратове, в 1876-м поступил в труппу драматического театра Тамбова, который только что закрыл 222-й сезон. Здесь он завершил свой творческий путь, здесь и погребен на Успенском кладбище. Рыбакова называли гением еще при жизни, и сегодня необычайно ухоженный и чистый, утопающий в зелени скверов и парков город очень гордится своим прославленным земляком, многое делает для того, чтобы увековечить его имя и успешно продвигать нынешнее театральное дело.

Задуман и проходит этот фестиваль (простой перечень его официальных спонсоров и партнеров занял бы страницу) как конкурсный смотр лучших актерских работ провинциальной России. На предварительном этапе экспертный совет отсматривает номинантов и определяет шестерку главных претендентов (трех исполнительниц женских и трех исполнителей мужских ролей), спектакли с их участием приглашаются на фестиваль, а тут уже жюри называет лучших в различных номинациях. В так называемый шорт-лист этого года вошли спектакли из Омска, Орла, Воронежа, Калуги, Оренбурга и Саратова. Академдрама участвовала в этом конкурсе впервые - со спектаклем «Лучшие дни нашей жизни» по пьесе Уильяма Сарояна в режиссуре Александра Плетнева, а в качестве номинанта выступил народный артист России Григорий Аредаков, играющий Кита Карсона. Он стал победителем в номинации «Признание» с вручением денежной премии в размере 25 тысяч рублей.

После каждого спектакля в театральном пресс-центре, который оборудован в Тамбове не хуже зала заседаний правительства, проходило обсуждение. Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с небольшими его фрагментами. Николай Жегин, член жюри, театральный критик (Москва):

-- Сам по себе приезд театра на этот замечательный фестиваль уже является событием. Потому что шел серьезный предварительный отбор – из тридцати шести просмотренных по России спектаклей мы отобрали шесть. Ваш театр, который я знаю очень давно, всегда был театром высокой сценической культуры, имеет выдающиеся традиции и очень высокий рейтинг. Ваша театральная школа известна всей стране. Ваша труппа обладает колоссальным актерским потенциалом. В спектакле «Лучшие дни нашей жизни» есть масса прекрасно сыгранных ролей. Вы приехали на уникальный фестиваль. В том числе и по отношению к нему города. Раньше театры были императорские, а теперь губернаторские. Если губернатор любит хоккей, то театрам в городе живется не очень комфортно. А в богоспасаемом городе Тамбове, где нет ни нефти, ни газа, ни иных природных благ, есть губернатор, который театр любит. Потому и сохранен этот фестиваль, и даже остается единственным провинциальным фестивалем в России, выплачивающим денежные премии.

Константин Щербаков, член жюри, театральный критик (Москва):

-- Спектакль впускает в себя, действие затягивает постепенно. Ты видишь очень достойную труппу, где каждая, даже самая небольшая по объему роль, исполняется добротно, возможности драматургические используются артистами по полной программе. И, конечно, Григорий Аредаков в роли Кита Карсона мощно ведет свою партию. Из необязательных разговоров, неторопливого течения происходящего, подробностей, которые порою кажутся случайными, в спектакле вырастает модель общества, причем модель универсальная. Мы все с большим и большим интересом всматриваемся в героев, в этих странных персонажей, которые на наших глазах образуют братство отверженных, а на самом деле нормальных людей. Они ищут не только работу, они ищут смысл жизни. Возникают очень пронзительные моменты, режиссерские и актерские, они совпадают с драматургом Сарояном и получается настоящий спектакль, настоящий театр. Возникает прямое обращение к нашему сегодняшнему дню, нашему переходному, несложившемуся еще обществу, которое отторгает от себя многих и многих. А среди тех, кто сидит сегодня, как у Сарояна в каком-нибудь окраинном кабачке, есть те, кто это общество могли бы облагородить. На них нужно обратить внимание, им сказать: возвращайтесь, работайте, живите, нам без вас трудно. Спектакль «Лучшие дни нашей жизни» говорит эти слова веско и вовремя.

Эдуард Марцевич, народный артист России, артист Малого театра, председатель жюри:

-- На меня произвел очень сильное впечатление целый ряд актерских работ и сам спектакль. Он по-новому открыл мне Сарояна. Пьеса вроде бы чисто американская по структуре, но какая-то она очень человечная, и очень много русского было в вашем спектакле. Я сидел и думал: господи помилуй, да это же про нашу жизнь. В любой стране и в любых ситуациях люди должны объединяться, делаться братьями и сестрами. Мне это очень понравилось. Хочется сказать всем вам большое спасибо. Борис Александров, народный артист России, член жюри (Ульяновск):

-- Для меня в этом спектакле есть очень важная внутренняя тема – тема человеческого творчества. Как мы творим легенды, как их присваиваем себе, как мы с ними живем. Я считаю, что это замечательно. К тому же меня всегда поражает и восхищает, когда люди делают что-то лучше меня – я встаю на колено. В вашем спектакле многие артисты делают вещи, которым можно позавидовать.

Валерий Подгородинский, заслуженный деятель искусств России (Москва):

-- Я бы обратил ваше внимание на реакцию зрительного зала, на те аплодисменты, которые раздавались во время действия много раз, на заинтересованность в глазах публики, которую я заметил. Невероятно актуально звучит сегодня пьеса Сарояна, где речь идет о периоде великой депрессии. Конечно, хочется отметить отличную работу вашего творческого лидера Григория Аредакова, который находится в великолепной форме. Но искрятся и многие другие образы, созданные артистами. В вашем театре очень сильная труппа, и мне хочется пригласить вас выступить на сцене Малого театра.

Ольга Харитонова


Возврат к списку