Пресса

Пресса


«Па-де-де» без антракта. В театре драмы - три новеллы о поиске женского счастья

О чем вы думаете, когда слышите термин "па-де-де"? Наверное, о балете, дуэтном выходе танцовщиков, изящных фуэте и батманах. Однако саратовский театр драмы в этом году решил начать сезон с премьеры с именно таким танцевальным названием. Впрочем, парная составляющая и в драматическом искусстве никуда не делась. Пьеса — это три новеллы о трех парах. Мужчины и женщины здесь не могут жить друг с другом, но и поодиночке им невмоготу. 

Написала "Па-де-де" театральный и кинокритик Татьяна Москвина. Будучи истинной петербурженкой она не может позволить себе писать плоско, примитивно и так, как все. Москвина выпускает пьесы редко, но каждая из них становится откровением и до дыр зачитывается театральными режиссерами по всей стране.

У "Па-де-де" есть авторский подзаголовок — "три маленькие пьесы для добродушного театра". Когда театр действительно обладает доброй душой, то и такие камерные на первый взгляд истории можно за несколько месяцев вырастить до полноценных больших спектаклей. "Растил" первую премьеру сезона опять же питерский режиссер Юрий Николаенко. Два года назад в Саратове он уже ставил вырыпаевский "Танец Дели". Та проба пера получилась предельно арт-хаусной, но на удивление не оттолкнула от себя искушенного саратовского зрителя. Порывистость Николаенко никуда не делась и в "Па-де-де". Кажется, в перерыве между саратовскими работами постановщик успел возмужать, набраться жизненного опыта и набить шишек. Согласитесь, без этого рассуждать всерьез об отношениях между мужчиной и женщиной невозможно.

"Па-де-де" - это не только начало нового сезона в драме, но и возвращение в родной театр двух ведущих актеров. Великолепный Валерий Малинин с 2011 года работал в легендарном МХТ им. Чехова, успевая заезжать в родную саратовскую драму ради роли в гоголевской "Женитьбе". Зоя Юдина, выйдя замуж за актера Александра Кузьмина, вместе с ним уехала 3 года назад в театр-студию Табакова. В Москве Малинин и Юдина не стали суперзвездами, но работой обделены не были. Но как бы ни была хороша столица, еще находятся люди, способные на возвращение "к тетке, в глушь". Тот самый добродушный театр принял их, кажется, с улыбкой умиления, и решив показать свое расположение, наградил главными ролями в первой премьере сезона. 

Малинина можно встретить уже в первой новелле. В "Разводе по-петербуржски" он играет некогда востребованного, но уже утратившего былую популярность композитора Сашу Лямчика. Безобидный Саша может долго рассказывать о своих хитах и о своих же шести женах. С последней из них он недавно развелся, и пришел пустить скупую мужскую слезу к давнишней подруге Люсе Варухиной (Эльвира Данилина). Знакомы они лет 15, еще с института. Люсе Лямчик всегда нравился, но того интересовали женщины совсем другого типа, а потому бывшая учительница стала для него тем самым крепким плечом, которого самой Люси-то всю жизнь и не хватало. При этом, у нее есть и муж, и дочь, и мать. Живут они все вместе, счастья от этого не испытывают и поругиваются для профилактики. Мудрая Люська, конечно, прекрасно понимает, что бесхребетный Саша не сможет стать для нее опорой и надеждой, но ей, черт возьми, так хочется наконец побыть счастливой.

В "Списке Шилкиных" у супружеской пары, напротив, полная гармония. Успешный предприниматель Борис (Виктор Мамонов) и его молодая супруга полячка Эва (Зоя Юдина) вроде бы живут душа в душу. Он работает от рассвета до заката, жена с удовольствием тратит то, что он заработает. На днях у Бориса случится юбилей, и супруги начинают составлять список гостей. Вот тут-то и выясняется, что тех, кого он действительно хотел бы видеть на торжестве, не так и много. Слово за слово и пара начинает скандалить. Взбалмошная Эва попрекает мужа привычкой жить "по линеейке", делать многое ради выгоды, выкрикивая грозное "коррупционер". Счастливый мир Шилкина в одночасье рушится, и в диалоге впервые звучит слово "развод". 

Регина Морская (Татьяна Родионова) и Мистер Икс (Александр Каспаров) — два разнополярных персонажа последней новеллы. Регина, в миру Женя Капустина, мнит себя второй Земфирой. Но и второй, и сто двадцать второй стать у нее не получилось, от чего поэтесса впадает в глубокую депрессию, коротая бесполезные вечера за рюмочкой коньяка в дешевом баре. А вот Мистер Икс, проведшей большую часть жизни в провинциальном городке, как раз не видит ничего страшного в том, что кому-то на планете Земля достаются роли второго плана. Правда, в Питер он приехал на конкурс кондитеров, и намерен доказать, что является лучшим мастером по бисквитам в стране. Кто-то просто смешивает ингредиенты в миске, но для Мистера это банальное действо превращается в чарующую музыку и самую лучшую в мире поэзию. Регина еще никогда не встречала в жизни такого открытого и беззлобного человека, и именно его она просит о том, на что сама никогда бы не решилась.

Несмотря на калейдоскоп сильный мужских образов, "Па-де-де" безусловно является спектаклем о женщинах и для женщин. Это гимн женской мудрости и глупости, соотверженности и риску, рассчету и любви. Люся, Эва, Регина одиноки, несмотря на наличие мужей, любовников и поклонников. Они устали от быта, обязанностей, необходимости рассчитывать только на себя и пробивать лбом бетонные стены. Символично, что все три истории объединяет актриса Евгения Торгашова, появляющаяся на сцене в эпизодических, но очень "вкусных" ролях. Вероятно, она и есть та надежда, за которую эти женщины готовы цепляться до последнего, лишь бы не упасть в бездну безысходности.

Если вы в ближайшее время не собираетесь в Санкт-Петербург, а истинной питерской лирики и рефлексии остро не хватает, то можно сходить в театр драмы. Здесь каждому найдется о чем подумать, и даже прерывать этот сеанс самопсихотерапии не придется — спектакль идет без антракта.



Екатерина Ференец
04 октября 2016
«Фокус города»

Возврат к списку