Пресса

Пресса


Избегающие счастья 


Одно время у известной телерекламы про неполное без шоколадки счастье была версия-анекдот в стилистике черного юмора. В нем шла речь о человеке, пережившем всякие трагедии. Но его горе, мол, было бы неполным без горького шоколада. Этот пример вспоминается в связи с открытием сезона в академическом театре драмы, который начали 1 октября премьерой мрачного спектакля "Па-де-де" с подзаголовком "#питер #танцы #любовь". С одной стороны, в такую хмурую, холодную и дождливую осень, как в нынешнем году в Саратове, хочется чего-то "светлого и радостного", а не депрессивной пьесы. С другой — эта погода привнесла в "питерское" настроение новой яркой постановки свою долю совершенства и законченности.


"Па-де-де" поставлен по произведениям писателя и драматурга Татьяны Москвиной. Спектакль состоит из трех новелл — "Развод по-петербуржски", "Список Шилкиных" и "Не делайте бисквиты в плохом настроении". Автор сопроводила их подзаголовком "Три маленькие пьесы для добродушного театра". Режиссер-постановщик и композитор нового спектакля Юрий Николаенко уже известен местной публике по постановке "Танец Дели", которая идет на малой сцене академдрамы.


Все три истории "Па-де-де" про мужчин и женщин и их одиночество, которое сопровождает героев там, где вроде бы есть все условия для счастья. Да "уж сколько их упало в эту бездну", пьес на эти темы. И сюжеты, особенно первых двух, жизненны и даже прозаичны. Но мастерство драматурга, режиссера и актеров как раз и состоит в том, чтобы высказываться по таким темам не банально. И создателям премьерного спектакля это удалось.


Для тех, кто любит смотреть в театре не красивые костюмные постановки вечнозеленой классики, а "что-то про жизнь" и близкую современность, "Па-де-де" — постановка из серии "все как мы любим". Декорации на грани условности, чтобы лишь обозначить ситуацию или обстоятельства. Повсеместно задействован черный цвет — в костюмах, деталях и общем фоне. Многие мизансцены ярки и эффектны, как модные постановочные фотографии. И некоторые фоторепортажи с премьеры, уже вышедшие в местных СМИ, это убедительно подтверждают. Однако спектакль не преодолевает грани абсурда или утрированного минимализма ради него самого, а остается в границах историй про людей, которые живут рядом с нами в соседнем доме, а может быть, даже через стенку.

Избегающие счастья


"Развод по-петербуржски" — про жизнь героини Люси (Эльвира Данилина), которая "как-то не сложилась". Знакомо для многих в нашей стране. Вскоре появляется "Саша Лямчик, ее давний друг" (Валерий Малинин), который действительно близок давно и по-настоящему. И вроде бы вот он, шанс на "движуху" в жизни, за счет прибавления чужой энергии и, может быть, даже любви. Но весь прошлый опыт Люси свидетельствует не в пользу новых отношений. А еще мы понимаем, что под коркой обыденности у нее, как у многих, на самом деле скрывается то, что хочется назвать обыкновенным отчаянием. Оно настолько велико и ужасно, что уже беззвучно, безмолвно и убивает так эффективно, что люди сами готовы себя хоронить.


В "Списке Шилкиных" мы видим супружескую пару (в исполнении Виктора Мамонова и Зои Юдиной) в момент кризиса отношений. Глянцевое, на первый взгляд, благополучие скрывает накопившиеся проблемы и бурю эмоций. Но эта история не только про конфликт в браке, а точнее даже совсем не про него. Она о том, что невысказанная любовь тоже убивает того, кто ее вовремя не проговаривает. И даже когда есть старые счеты и обиды, желание отдавать что-то тем, кто по-настоящему дорог, никуда не исчезает. У главного героя оно конфликтует с требованиями рассудка жить "как надо" — как удобно, выгодно, красиво. Но без счастья.


Бисквиты "в плохом настроении" пытаются изготавливать на сцене Регина (Татьяна Родионова) и Мистер Икс (Александр Каспаров). Эта история о том, во что обходится "поза страдания", если после первоначального притворства она незаметно становится для человека его сущностью. Как губительны маска и роль вечной жертвы, если они перестают быть инструментами для внешней презентации и превращаются в основу для самовосприятия. И когда это происходит, даже очень старающийся спасатель (или спаситель) может попросту не успеть помочь выйти из роли.


В нашей стране многим известна фраза из рассказа Владимира Короленко "Парадокс": "Человек создан для счастья, как птица для полета". Все три истории спектакля "Па-де-де" с жестокой иронией показывают, как настойчиво, умело и даже виртуозно разные люди с разными судьбами умудряются игнорировать и превозмогать это врожденное, по мысли Короленко, предназначение. Такие умения есть и у многих из нас. Но способы, с помощью которых нам удается вновь и вновь оказываться за линией счастья и любви, мы чаще всего осознаем плохо либо вообще не понимаем. Спектакль "Па-де-де" — это возможность рассмотреть такую механику на конкретных примерах. И может быть, даже осознать свою собственную, которая позволяет нам самим уклоняться от счастья, которое было "так близко, так возможно".




Дмитрий Воронков
14 октября 2016
ИА «Версия-Саратов»

Возврат к списку