Пресса

Пресса


В Саратове покажут «ирландского Чехова» в традиции русского психологического театра

В саратовской академдраме готовится новый спектакль, премьера которого состоится в конце сентября.

 

Над пьесой «Танцы на празднике урожая» «ирландского Чехова» Брайена Фрила работает приглашенный театральный режиссер Юлиана Лайкова. Выпускница ГИТИСа приехала в Саратов впервые, а в создании новой постановки в жанре «семейной драмы» с участием исключительно женской части актерской труппы виртуозно совмещает функции режиссера и художника. О том, как продвигается заключительная часть работы, о впечатлениях от сценического материала и города на Волге Юлиана откровенно рассказала в интервью.

«Работать с самой собой – прекрасно. Это отчасти шутка, потому что я закончила ГИТИС в двух специальностях: как художник-постановщик, и как режиссер. И аспирантуру как режиссер. Но когда я работаю самостоятельно режиссером, мне, конечно, чуть проще брать себя на работу художником, потому что я быстро понимаю какие-то механизмы, которые нужны мне как режиссеру. Иногда я пользуюсь помощью художника по костюмам. Но человек, с которым я постоянно работаю, сейчас уехал, и я пока осталась сама с собой – еще не дополнила команду. В принципе, мне достаточно комфортно. Я думаю, что есть небольшие сложности, связанные с тем, что не всегда успеваешь какие-то вещи, может быть, недодаешь, потому что немножко разрываешься. Но все-таки мне кажется, что работа с самой собой приносит и положительные моменты».

С пьесой ирландского драматурга Юлиана впервые познакомилась со сцены – в качестве зрителя студенческого спектакля курса театрального режиссера и педагога Леонида Хейфеца в ГИТИСе.

«Там играла вся команда молоденьких девочек, как раз выпускающихся с курса. Это была какая-то человеческая история – история мальчика, рассказывающего свои воспоминания – очень трогательная и очень семейная. Это женская органика живых людей, которая иногда скрывается, а тут выпущена наружу. Меня это так тронуло. Покорило именно своей человечностью. И когда встал выбор, я с радостью взяла это произведение. Честно говоря, эта история касается и меня – в прямом смысле. Это воспоминания и моего детства. Пьеса очень органично легла на мои внутренние переживания».

В интерпретации нескольких дней из жизни пятерых сестер режиссер сосредоточилась на деталях.

«В режиссуре я за театр формы. Мне очень нравится театр, в котором форма преобладает, в котором содержание помещено в форму. Но это не про данный спектакль. В этой человеческой истории такая система проживания внутри, что я просто не стала ломать ее формой. Мне было важно, что происходит между людьми, какие у них коллективные отношения. Мы как-то так – в хорошем смысле – ковырялись в содержании, что мне первостепенно было важно, как это будет сыграно драматически артистами. Пусть это называется старым театром. Но это театр, в котором артист на первом месте и играет ситуацию, играет мир, в котором он находится. Я стараюсь этот мир наполнить художественными образами, связанными с какой-то атмосферной жизнью, с мыслью, которая проистекает из этой атмосферы, но не наполнять его специальной режиссерской придумкой. Мне кажется, что произведение с такой содержательной тонкостью не нужно ломать искусственно надстройками, придумками. Давайте скажем так: мы попытались сделать русский психологический театр - театр, в котором есть еще и некий образный мир. Сейчас даже как-то стыдно признаться в том, что я ничего не надстроила, а буду заниматься русским психологическим театром. Но мне кажется, что это лучше всего раскрывает произведение».

В спектакле задействованы пять ведущих актрис театра драмы. Главная женская роль Кейт досталась Зое Юдиной. Также в постановке заняты Татьяна Родионова, Дарья Родимова, Александра Коваленко и Екатерина Ледяева.

«Я очень старалась собрать золотой женский состав. Мне кажется, внутри пьесы это дико важно. Я не раз говорила: «Девочки, если бы у меня была возможность взять вас и увезти на дачу, хотя бы на день, и запереть, чтобы посмотреть, как вы сосуществуете друг с другом, я с радостью». Я очень довольна работой девочек. Понимаешь, что можешь надеяться на этих людей, что тебе не надо их учить профессиональным вещам. Скорее, они настолько профессиональны, что ты просто пытаешься давать им какие-то коридоры, где они могли бы «расставить» самих себя. И за все это время я не помню ни одной конфликтной ситуации внутри коллектива. Меня это дико радует в этом выпуске».

Противоречия, которые иногда возникают в процессе работы, разрешаются … смехом.

«У меня были хорошие педагоги – надо сказать им за это спасибо. Они научили меня важной вещи: ситуации, в которых можно начать кричать и как-то реагировать на людей, переводить в юмор. В крайних случаях приходится стучать по столу. Но я стараюсь до этого не доходить».

Вместе с профессиональными актерами на сцену выходит и маленький мальчик – учащийся одной из театральных студий в Энгельсе. Юный артист специально ездит в Саратов на репетиции.

«Мне очень легко работать с детьми. Я не веду себя с ними как с детьми – я работаю с ними, как со взрослыми. Даю им задачи, как взрослым артистам - просто иногда поясняю, что я требую».

Ставить «спектакль об уходящем воспоминании» на большой сцене оказалось не самой простой задачей. Пришлось прибегать к разным художественным средствам и даже кинематографическим приемам для создания необходимой камерной атмосферы.

«Сцена огромная, а тема – очень интимная. Но мы попытались художественными формами построить некий помост, который приподнимает и показывает историю. Все события развиваются внутри этого мира и чуть-чуть вокруг».

Юлиана приехала в Саратов весной и признается, что город сразу очаровал ее обилием зелени и буйным цветением клумб.

«Сначала у вас цвели ирисы, потом у вас цвели пионы, сейчас цветут какие-то штучки с белыми цветочками. Это потрясающе. У вас вода, везде цветы, бульвары. Правда, мне очень нравится. Я редко это говорю.

А еще у меня здесь двоюродная тетя. Она показала мне фотографии моих прабабушки и прадедушки. Прабабушка прожила сто один год под Брянском. Тетя показала мне ее фотографию: очень старенькая она сидит, а я смотрю – позади нее фотографии висят. И на одной из них что-то знакомое. Я спрашиваю: «Кто это?» И тетя говорит: «Так это ж ты!» Для меня было удивительным, что, оказывается, прабабушка в сто лет имела мою фотографию ребенком. Меня это дико тронуло. Я думала, что она даже не знала, что я родилась, и как я выгляжу. А оказалось, что все так по-семейному сплелось»


2 сентября 2022

«Саратовские областные новости»




Возврат к списку