Пресса
«Танцы на праздник урожая»: в театре драмы размышляют о смысле бытия
Театр драмы открывает юбилейный 220-й сезон премьерой спектакля по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила «Танцы на праздник урожая» в постановке Юлианы Лайковой.
На Большой сцене — кусочек Ирландии. Сценическое пространство круто взбирается вверх, так и кажется, что вдалеке простираются холмы и, конечно, где-то скалы обрываются в море. Юлиана Лайкова в этом спектакле не просто режиссер, а еще и художник-постановщик. На сцене пестрый осенний ковер, все в рыжеватых тонах — праздник урожая. На пустынном холме из тумана под музыку появляются персонажи: мальчик, бегущий с воздушным змеем, нелепый мужчина, вцепившийся в чемодан, как в спасательный круг, проезжающий на велике мимо деревенский житель, неторопливо шагающий наблюдатель и пять женщин — пять волнующихся сущностей, нестабильных, трепетных, ярких. В этом прологе — весь смысл спектакля, который мы постепенно будем разгадывать. Пять необыкновенных женщин. Пять планет, в орбиту которых попадают разные люди, но надолго не задерживаются. Пять неудавшихся судеб, и каждая — «несчастлива по-своему». Яркий анонс, каждая секунда из которого будет расшифрована.
Кейт, Мегги, Агнес, Роуз и Крис — пять сестер — живут в ирландской деревушке, перебиваясь в меру сил и возможностей. Они воспитывают незаконнорожденного сына самой младшей, Крис, и опекают вернувшегося из африканского лепрозория брата Джека (миссионер, утративший веру и половину английских слов впридачу).
Кейт — совесть семьи, самая старшая сестра, навсегда застрявшая в образе школьной учительницы, даже дома, даже с родными сестрами. Зоя Юдина в этой роли — воплощенная перманентная строгость, за которой скрывается отчаяние.
Зоя Юдина и Татьяна Родионова
Мегги — душа семьи. Она умеет накормить семь голодных ртов тремя яйцами, при этом не утратив ни грамма оптимизма. Она единственная умеет разговаривать с Майклом, заключая пари и и подтрунивая над ребенком. Татьяна Родионова играет светлую душу, запертую в невыносимых обстоятельствах. Легкая, покладистая, кажется, всегда готовая если не на безумства, то на танец, шутку или загадку. И в то же время без лишних сантиментов разрушающая мечты Кейт (как врач, срывающий резким движением бинт). Она прямо смотрит в лицо судьбе, и между сигареткой и толстым вдовцом выберет, конечно… а впрочем, всему свое время, и каждый персонаж в спектакле сделает свой, пусть и неправильный, выбор.
Татьяна Родионова
Роуз (Александра Коваленко), нежно опекаемая Агнес (Дарья Родимова) и всеми остальными сестрами. Эти две сестры явно не хотят принимать действительность. Агнес бунтует громко, а Роуз исподволь, но и это бессмысленно.
Александра Коваленко и Дарья Родимова
Нежная романтичная Крис, благодаря которой у сестер есть редкое, но гарантированное развлечение — понаблюдать за ухаживаниями постоянного кавалера, и пусть продолжение сериала случается редко, зато гарантированно будоражит размеренную жизнь. Екатерина Ледяева сыграет мотылька, который раз за разом, не раздумывая, летит к одному и тому же огню. Александр Фильянов в роли Джерри, деревенского ловеласа снисходителен и уморительно рассудителен. Актеру удается парой штрихов показать, что скрывается за внешним благополучием его героя: он тоже несчастен, потому и возвращается сюда, к любовнице и сыну, чтобы почувствовать свою значимость, нужность, хоть на часок притвориться, что живет в других координатах, и вообще гений в починке радиоприемников и политике.
Александр Фильянов и Екатерина Ледяева
Столько граней отчаяния. Такие разные, такие непохожие друг на друга характеры, и костюмы под стать им, неспроста появилась эта цветовая дифференциация героинь. Красный цвет для Мегги, желтый для Роуз, белый для Крис и два коричневых: посветлее — для Агнес, потемнее, почти черный, монашеский — для Кейт.
Они и не живут вовсе, а мечтают о том, чтобы жить. Когда кругом только и разговоров, что о танцах, ведь «весь Баллибег помешался на танцах», у сестер нет надежды пойти туда. Они могут это пообсуждать, но устроить себе праздник — настоящий праздник — нет, не могут. Будет только один момент, когда все сдерживающие факторы рухнут — и сестры начнут танцевать. Зачинщицей станет, конечно, Мегги, и только Кейт будет сопротивляться до последнего, но и она не выдержит — и примет участие в этой неистовой пляске, в которой «правила приличия» летят ко всем чертям — и мы видим столько страсти, энергии, сил невостребованных, запертых. Надломленные тяготами жизни, но несломленные. Цельные, свободные, гордые — здесь и сейчас, в этом танце. Это мощное сиюминутное высказывание — для кого? для себя! — лишь на несколько минут откроет зрителю сестер с другой стороны. Кончится танец — вновь реальность возьмет бразды правления, и никто от нее не спрячется. И воздушный змей не взлетит, и семья разлетится, как осколки разбитого зеркала.
Одиночество героинь лишь подчеркивается присутствием двух представителей сильного пола (не стоит и говорить, что сильные здесь — женщины, мужественно преодолевающие «проклятую нищету» и полное отсутствие перспектив). Брат Джек, вернувшийся из африканской миссии, не станет им опорой. Заслуженный артист РФ Виктор Мамонов играет потерянного человека. Очаровавшись туземным бытом и обрядами, он потерял не только веру — себя. Джек возвращается в Ирландию, оставив в Африке душу, он полностью обращен в прошлое, а потому нет у него будущего.
Виктор Мамонов
Присутствие маленького Майкла лишь оттеняет несостоявшиеся, несложившиеся женские судьбы. Но самый главный персонаж спектакля — это взрослый Майкл, который и рассказывает нам историю своего странного семейства. Роль рассказчика всегда самая трудная, ведь он вынужден быть немым наблюдателем, лишь изредка комментируя то или иное событие, что-то объясняя, и затем подвести черту. Александр Островной блестяще справляется с этой задачей: он вместе с тетушками (и, конечно, со зрителями) будет переживать, радоваться, умиляться и горевать. А потом сделает неутешительные выводы и расставит все точки над i .
Великолепный актерский ансамбль на сцене вновь и вновь провоцирует зрителя на размышления о смысле жизни, о семейных узах и о горьком вкусе неизбежных разочарований. Но даже грусть после таких размышлений будет светлой, браво!
Светлана Дергачева
22 сентября 2022
Городской портал «Твой Саратов»