Пресса

Пресса


Рвущаяся нить: Земля вызывает майора Тома 


Театр драмы завершает театральный сезон премьерой спектакля «Рвущаяся нить».


В прошлом году в рамках Всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена» автор этой пьесы Алексей Зайцев и режиссер Данил Чащин представили на суд зрителей и театральных критиков во главе с Алексеем Слаповским эскиз этого спектакля. Он вызвал оживленную интересную дискуссию, по итогам которой решено было продолжить работу над постановкой и ввести в репертуар театра.


Авторы определяют жанр спектакля как «иронический триллер с элементами детектива». Главный герой ничего не помнит о себе, своей жизни, он находится в больнице, к нему приходят разные люди, называющие себя его друзьями, вот только версии его жизни, которые они представляют, слишком уж различаются. Головокружительная головоломка, в разгадывание которой вовлекаются зрители, постепенно набирает обороты, интрига не ослабевает, заставляя до конца спектакля ломать голову, что же на самом деле здесь происходит?


Малая сцена театра превращена в больничную палату. Художник-постановщик спектакля Юрий Наместников создал не только идеально стерильную, в белых тонах обстановку, но и все костюмы действующих персонажей – абсолютно белые, даже обложки на документах, даже оправы очков. Ничто не должно отвлекать Пациента (Андрей Седов) от самой главной задачи – вспомнить, кто он такой. Эта палата отделена от зрительного зала огромным экраном, на котором будут мелькать показания медицинских приборов и с юмором сделанные мультипликационные ролики (видеохудожник Михаил Заиканов). Таким образом зрители оказываются в роли подсматривающих за процессом лечения вместе с лечащим Врачом, в котором даже преданные поклонники с большим трудом распознают заслуженного артиста РФ Игоря Баголея. Две плазмы, на которые выводятся крупные планы действующих лиц, усиливают этот эффект.


Дмитрий Кривоносов, Андрей Казаков и Александр Каспаров – посетители пациента – весьма убедительны в своем желании восстановить его память: преданный подчиненный, с гордостью говорящий о компании, в которой он работает, готовый выполнить любое поручение руководителя; уголовник, от наглого взгляда которого цепенеет Пациент; простоватый, но искренний коллега по театру, свой парень. Кому из них поверит больной?


Чем дальше развивается действие, тем сильнее ощущение, что кто-то управляет этой ситуацией, а когда зазвучит «Space Oddity» Дэвида Боуи, мы совершенно точно поймем, что находимся если не в центре управления полетами, то уж точно Пациент, как главные герой песни, майор Том, стремительно мчится в неизвестность. И все становится на свои места: и перевернутое изображение Пациента на одной из плазм (невесомость?), и микрофон, который усиливает и одновременно делает таким далеким, неземным его голос. Впрочем, это всего лишь метафора, с помощью которой Данил Чащин доводит эту вполне обычную историю о человеке, захотевшем обрести себя, до космического масштаба, заодно продлевая путешествие майора Тома, появляющегося не только в песнях, но и в фильмах, а теперь и в спектакле.


Зоя Юдина, Александра Коваленко, Игорь Игнатов и заслуженный артист России Владимир Назаров появляются на экране в роли ведущих ТВ, герой лихорадочно щелкает пультом, а оттуда сыплется что-то совершенно чуждое о фитнесе, моде или о предпочтениях театральной публики. Конечно же, эти вопросы не волнуют человека, который хочет только одного – найти себя. Но этот небольшой эпизод дорогого стоит: за несколько мгновений нам явлен этот информационный шум, который окружает нас в повседневности, который навязывает нам некие нормы и правила, вынуждает принимать сиюминутные решения. Неужели только это и позволяет нам чувствовать себя живыми, а стоит только оборвать эту нить – и связь с реальностью исчезает? Не нуждаемся ли мы все после этого в коррекции личности?


Во время кульминации окажется, что на футболке главного героя красуется надпись «Кто я?» В конце концов, ответ на вопрос, что же здесь все-таки происходит, будет дан, ну а Пациент, так и не узнавший, кто он, шагнет в черный проем двери, в котором клубится снег, или выйдет в открытый космос из своего космического корабля, кому как больше нравится. И мы успеем увидеть, что на спине красуется другой вопрос, обращенный в зрительный зал. Стоит ли нам об этом подумать? И получился ли этот эксперимент, нашел ли герой Андрея Седова дорогу к себе настоящему? Вы нас слышите, майор Том? Прием.


Светлана Дергачева

Городской портал «Твой Саратов»







Возврат к списку