Пресса

Пресса


Наша индийская бабушка

Художник Ольга Герр готова отрыть школу радости в драматическом театре

Из тридцати лет работы с различным театрами, около пятнадцати лет художник из Санкт-Петербурга Ольга Герр сотрудничает с Саратовским театром драмы имени И.А. Слонова. Первый спектакль, над которым она работала у нас в 90-е годы как художник-постановщик, открывший эпоху новой драматургии в театре, стала постановка пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня»( другое название « Женщины всегда танцуют и смеются»). На сцену шагнули необычные герои - молодые люди из трамваев и троллейбусов, с городских улиц. Сцену заполнили мысли и желания людей будущего. Теперь они уже повзрослели и изрядно в этом будущем разочаровались. Ольга Герр одела их просто, сохранив в костюмах знаки времени — чересполосицу стилей , равнодушие к завершенности, некую пафосность смутного времени. Спектакль вызвал много споров. Вывел на авансцену новых актеров. Короче, стал явлением. С тех пор прошли годы, отменные вехами-спектаклями, созданными с участием Ольги Герр в Саратове . Их немало сегодня в репертуаре театра драмы: «Гамлет», «Чайка», «Немного о лете», «Пять вечеров». Премьера нового спектакля — «Настоящей комедии» по пьесе английского драматурга Ноэля Коуарда сегодня и завтра — 24, 24 5 апреля. Накануне мы встретились с Ольгой Герр, вернее буквально поймали ее между бесконечными примерками и репетициями:

-Есть старая реприза у кукольников: на сцене оживают и действуют, общаются, танцуют друг с другом женское платье и смокинг. Все ясно и понятно. И никаких людей не нужно. Символично. Как у вас строится работа над спектаклем - костюм для артиста или артист для костюма?

-Я не Бог, хоть и придумываю вместе с режиссером особый мир на сцене, и сказать, что я главная в создании образов героев, конечно, не могу. Мне кажется, что организм художника настроен таким интересным образом, что он должен воспринимать все энергии, что ли -мысли драматурга, эмоции режиссера, переживания актеров, но отталкиваться при этом от своих вкусов, ощущений жизни... Иногда бывают точные попадания. А иногда не складывается что-то. Главный, разумеется, исполнитель роли, все идет от его индивидуальности , от его тела. Все это важно при создании костюма, чтобы он шел актеру, работал, а не просто висел на плечах.

-Но вы чаще бывает не в пошивочном цеху, а бродите с актерам по магазинам, подбираете ткани, какие-то детали костюма. Что, можно и таким способом экипировать исполнителя - из готового платья?

-Действительно, мы проводим такие экспедиции по магазинам, разыскиваем нужные ткани, покупаем что-то готовое. Понимаете, образы будущего спектакля хранятся в голове. И ты подбираешь детали костюма не по эскизу, а как будто собираешь пазлы. Отсюда такая щепетильность, сердишься, когда не находишь нужной ткани, нужного аксессуара. Приходится искать что-тот похожее, а всякая замена разрушает внутреннюю картину твоего видения. Но это игра. Я не отношусь ни к чему в жизни серьезно, в том числе и к театру. Это замечательная , интересная штука — чудесный подарок, который мне дал Бог, необыкновенная радость. Ею я готова поделиться с каждым.

-Но вы ведь не замыкаетесь на театре? Какие еще направления творчества вас привлекают?

- Люблю живопись, потому что там ты абсолютно свободен: чего хочешь, то и делаешь. Правда, у меня в последнее время есть идея — выставить чистые холсты. Потому что ты видишь чистый холст и понимаешь, что такое вселенная — бесконечная бесконечность. Но как только ты ставишь на него первую точку, первый мазок, только прикасаешься карандашом, тут же бесконечность моментально захлопывается. Это удивительные ощущения. Я очень люблю писать, испытываю иногда необыкновенный восторг, по двенадцать часов провожу у холста, совершенно не замечая время.

-Много выставок?

-Нет, выставлюсь я не охотно . Как считают древние индийские учителя, если ты работаешь на результат, зарабатываешь себе плохую карму - тешишь свое больное самолюбие, амбиции. Всегда надо работать ради процесса. Я, если честно, стыжусь свои картины показывать, потому что это мои интимные вещи. И мне кажется : ну, кому будет интересно мое видение мира, мое счастье?

- Знаю, что вы много путешествуете? По какой-то своей траектории?

-С удовольствием езжу по миру. Ведь впечатления очень важны для художника. Люблю бывать в Индии. Там для меня сосредоточение всего - красоты, истины. Мы ездим по разным территори этой страны, по святым местам Я там чувствую начало цивилизации. Специальное место для меня - Индия.

- Столько европейцев обваляются в эту страну за сакральным знаниями. Как увязывается там социальная нищета и высокая духовность? Ведь именно в этом парадокс Индии?

- Совсем не парадокс, а норма. Английские колонизаторы нанимали в свои дома горничных из местных и показывали, рассказывали им, что такое грязь в бытовом смысле и почему от нее надо избавляться. Этого нет в менталитете у индийцев, у них приоритет внутренней свободы, поэтому грязь их не может волновать, это прах под ногам не более. Правда, говорят, что народ и там измельчал. Но ведическое учение воспитывает людей так ,чтобы они пользовались мозгом целиком, это необходимо для того, чтобы цивилизация эволюционировала, а не деградировала . Европейцы, увы, такими способностями не обладают, у нас все на уровне инстинктов. Именно поэтому у нас вызывает ступор, недоумение, испуг, все непонятные нам явления — левитация, телепартация,чтение мыслей. Там это обычные способности, которые не оспариваются. А стоит заговорить с каким-нибудь нищим на улице и ты понимаешь — это философ. У них очень богатая на впечатления жизнь — яркие краски всевозможных сочетаний, костюмы невероятные. Это настоящий рай для художника.

-Наверное, не просто возвращаться из таких поездок обратно в Санкт-Петербург с его чопорностью?

-К счастью, у меня есть круг единомышленников. И потом я научилась медитировать. Это выручает. Так что я не скучаю. Хотя у меня есть мысль перелиться в Индию.

Что касается Петербурга, то там все непросто. Талантливым людям нужно предпринимать немало усилий, чтобы преодолеть косность, инертность и создать что-то стоящее. К счастью, удается. Я, например решилась сходить в театр Ленсовета на постановку Юрия Бутусова «Макбет». Никогда Бутсова не любила, приготовилась пять часов скучать,- столько идет спектакль. Пошла с подругой, мы хотели с ней во время действия в морской бой играть. После первых десяти минут мы поворачиваемся друг к другу востроженные: какое счастье,что мы в этом зале и видим эту удивительную работу . В этом состоянии счастья мы просидели все пять часов.

- У вас есть ангажемент в питерских театрах?

- Я вообще стараюсь в театрах не работать, потому что очень тонка культурная прослойка. Когда я прихожу в театр и сажусь среди зрителей, мне кажется, что все это совершенно бессмысленно. Я тут ходила на концерт певицы Севары. Рядом со мной сидела женщина. Все время копошилась в своей сумке, ела конфеты, разговаривала по телефону. Я так ничего и не поняла — где была, что слушала. Один человек может разрушить атмосферу. Не понимаю, зачем ходить на концерт, в театр, когда можно устроиться дома у телевизора, делать что угодно - есть спать, парить ноги в тазу ? При чем тут театр?

В этом смысле приглашение в Саратовский театр для меня всегда надежда на лучшего, понимающего, заинтересованного зрителя. И я не ошибаюсь . Знаю и люблю всех, кто работает в вашем театре. С ними связано так много хорошего.

- Вы еще и бабушка! Как складываются отношения с новым поколением?

-Как только внучка родилась, я разу поняла: дождались мы инопланетянина. У нее такие глаза! Эта девочка всегда нас поражает. У нее настоящие прозрения бывают. При этом она ужасно смешная. Были мы с ней в Египте. Она говорит: здесь хорошо - тепло и верблюды какают. Или как-то заявила: надоели вы мне все, уеду я от вас в город, на лыжах кататься. Почему на лыжах, почему в город — не понятно. Или когда умерла моя мама и мы все печалились, она трехлетняя говорит нам: чего вы грустите? Ей сейчас хорошо. Она — молодая. В шесть лет мы отдали ее в студию пения и рисования. Как-то я была на уроке вокала. Учитель рассказывал о голосовом аппарате, как петь, как дышать, воздух подавать. А потом для контроля спрашивает внучку : чем же люди поют? Она подумала, как в себя заглянула и отвечает: сердцем.

-У вас есть ученики?

- Учеников нет. Но иногда обращаются уже взрослые сорокалетние люди с просьбой научить рисовать. Я им говорю : а чего вас учить? Вы все умеете — рисуйте. Это так же, как мы в Индии обратились к одному аювердическому доктору: вылечи нас. Он ответил : вас не надо лечить, вы здоровы, просто плохо думаете! Давайте думать хорошо о себе, окружающих. Это просто.

Владимир АКИШИН 


Возврат к списку