Пресса

Пресса


Пьесу под названием "Дом, где разбиваются сердца" Бернард Шоу начал писать в 1913 году, но начавшаяся вскоре Первая Мировая война затормозила создание произведения. Книга была закончена лишь в 1917 году. Автор решился выпустить её в печать лишь после окончания войны - в 1919 году. По признанию Шоу, в момент написания "Дома ..." он находился под влиянием драматургии Чехова. Ирландец не скрывал, что произведение во многом стилизовано, и даже позволил себе подзаголовок "Фантазия в русском стиле на английские темы". Эту межнациональную "фантазию" выбрал саратовский драмтеатр для открытия очередного сезона.

В большом доме живет бывший моряк Шотовер (Григорий Аредаков). Капитан сходит с сума по морю, а потому подчиняет строгому полувоенному распорядку всех обитателей своего жилища, читай, корабля. Двое дочерей, их мужья и поклонники, гости — все как один предпочитают тельняшки и выстраиваются в шеренгу стоит только капитану дунуть в свисток.

Не поддаются муштровке лишь чувства, вернее, страсти главных героев. Гесиона Хэшебай (Эльвира Данилина), скучающая и все еще хорошенькая дама, хотя и имеет статус замужней, напропалую флиртует с мужчинами. Не поддался один, значит в умело расставленные сети точно угодит следующий. Ее супруг, Гектор Хэшебай (Игорь Баголей), способен, кажется, питать одинаково искренние чувства сразу к нескольким женщинам. Он и жену не бросает, и влюбляется в ее сестру Ариадну (Любовь Воробьева), а еще успевает закрутить роман с юной, но цепкой особой Элли Дэн (Вероника Виноградова). Элли, успевшая за время диалогов получить сравнение с "маленьким подлым животным", готова на все, лишь бы вытащить свою семью из бедности. Она даже не брезгует возможным замужеством с миллиардером, который когда-то разорил ее отца.

Этот клубок признаний и предательств имеет к любви весьма поверхностное отношение. Внешне благополучные люди с каждым днем все больше теряют моральный облик. Они интригуют, предают и признаются чтобы просто не заскучать. Родственные связи, дружба и знакомства при этом особой роли не играют. Достаточно того, что в пьесе Шоу нет ни одного положительного персонажа, зато есть лгун, лицемер, трус и так далее. Попытки найти им оправдание разбиваются о признания самих героев, который не особо и скрывают преследуемых целей.

Режиссер Александр Плетнев, который занимался постановкой спектакля, наверняка рассчитывал на "двойное дно" и глубокий внутренний трагизм материала. Однако то ли задумка была надежно спрятана под внешними эффектами, то ли пьеса оказалась слишком "чеховской", но огня премьерной постановке явно не хватило. Особых откровений или экспериментальных ходов в ней не наблюдается. Повествование, кажется, может продолжаться до бесконечности не раздражая, но и в то же время не "зажигая" публику.

Если на сцене есть Эльвира Данилина и Игорь Баголей, то они, скорее всего, будут играть супругов, бывших любовников, будущих любовников, ну, или кого-то в этом роде. Это правило идеально работает и в первом спектакле этого года. Такое постоянство сначала казалось милым, потом забавным, затем странным ... Однако фраза о дважды повторенной шутке и в этом случае не теряет актуальности. С каждым новым спектаклем все больше ловишь себя на мысли, что уже точно знаешь, как Она посмотрит на Него, как Он ей ответит, а Она обязательно рассмеется. Вряд ли даже самые гениальные актеры смогли бы расцветить новыми красками образы, сыгранные в сотый раз.

В качестве примы, звезда которой вполне может взойти через несколько лет, вполне можно рассматривать студентку Веронику Виноградову. В прошлом сезоне характерная и обаятельная девушка уже отметилась главной ролью в выпускном спектакле "Зойкина квартира". В умении "цеплять" зрителя Виноградовой не откажешь уже сейчас, а внешность позволяет стилизовать красотку под представительницу практически любой эпохи.

В ожидании смены поколений театр драмы в большинстве случаев продолжает демонстрировать любовь к классической драматургии. Получается это с большей или меньшей долей успеха, но в любом случае отличает этот театр от других, решившихся на кардинальное и совсем не однозначное "омоложение" смысла.

Екатерина Ференец
01 октября 2013
Электронное периодическое издание "Фокус города"


Возврат к списку