Пресса

Пресса


"Майская ночь" в драме. Как Гоголя с YouTube "подружили"


"Майская ночь" в драме. Как Гоголя с YouTube "подружили"
"Фанаты YouTube, рока, рэпа, хип­-хопа и мастера брейк­-данса приглашаются на спектакль по повести Гоголя". Такую афишу можно было считать абсурдной, если бы не новый спектакль театра драмы. Дипломники Григория Аредакова сыграли в постановке по знаменитой "Майской ночи". Драма давно не видела такой задорной постановки, хотя и без привычных гоголевских потусторонних мотивов здесь не обошлось.

К мистическим авторам студентов и их педагогов тянет, кстати, не в первый раз. До "Ночи" они уже успели отыграть спектакль по произведению другого, не менее загадочного автора — Михаила Булгакова. "Зойкина квартира" тогда сумела вместить и драму, и комедию, поэтому вторая постановка должна была, как минимум, не уступить ей в качестве. Режиссером-­постановщиком на этот раз выступила прима театра Эльвира Данилина. Постоянный зритель драмы привык, что там, где Данилина, всегда эпатажно, очень весело и непременно дорого­богато. Заслуженная артистка России, кажется, вложила в этот спектакль всю себя, не забыв сделать акцент на молодость и задор молодых артистов.

Пересказывать сюжет "Майской ночи" или "Утопленницы" смысла нет — любой, кто освоил школьную программу, хорошо помнит эту романтическую историю. Смотреть все это в исполнении дипломников хочется не отрываясь и на минуту, ухватывая каждую мелочь, тем более, что из таких мелочей и складывается занятная работа.

В первой же сцене, когда зритель по идее еще не "разогрет", они заставляют улыбнуться в умилении. Собравшись на сцене в несколько рядов девушки и парубки из Саратова мгновенно попадают в весенний украинский хутор. Причем, для того, чтобы изобразить смену погоды или пробуждение утра, им не требуется никаких подручных средств. Они и гавкают, и хрюкают, и кудахчат, и прокуковать легко могут. Но самое интересное — при помощи щелчков и хлопков руками актеры умудряются изобразить настоящий ливень, плавно переходящий в мелкий дождик. Вроде бы ничего особенного, но это так сильно отличается от привычного музыкального оформления в театрах, что эту необыкновенную "музыку" хочется слышать бесконечно долго.

Звуковое и танцевальное оформление занимает, пожалуй, центральное место в спектакле. В нем находится место мелодичным народным украинским песням и хороводу, ретро­роковому "In The Army Now", и даже рэп­начиткам с припевом "Давай, до свидания" и русским ­народным брейк­дансом. В другом варианте такое смелое сочетание, может быть, выглядело бы пошло, но опустить до неприличия "Майской ночи" не позволяет гениальная гоголевская канва, от которой и в условиях нового прочтения никуда не денешься.

Сохраняется аутентичность и при помощи великолепных образов барышень в расшитых сарафанах с заплетенными косами и парубках при кедах, но зато в простых холщовых рубахах. Постановка хотя и дает отличиться каждому, все же держится на проверенных "бойцах". В компанию к уже полюбившимся зрителям Яне Капцовой (Ганна), Роману Рощину (Голова), Веронике Виноградовой (Хивря) добавляются Александр Гайдаржи в роли Левко и прекрасная дивчина, она же Панночка­ утопленница Елена Земскова. От них по сути требуется только не испортить идеально скроенный спектакль, что они с успехом и делают. Длится дипломник всего ничего — чуть более часа. Когда он заканчивается, хочется отмотать пленку назад и снова насладиться понравившимися моментами. И вспомнить свое желание потанцевать со студентами или бесконечно смеяться.

От "Майской ночи" веет очарованием молодости, безумным весельем и надеждой на то, что где-­то есть такие силы, которые могут помочь даже в самой безвыходной ситуации. А внешняя точность передачи классического произведения — оставьте ее заслуженным профессионалам.


Екатерина Ференец
28 ноября 2013
Электронное периодическое издание "Фокус города"




Возврат к списку