Пресса

Пресса


Театр драмы поставил спектакль «только для взрослых»


Постановка пьесы «Карусель по господину Фрейду» непременно заинтересует зрителей и потому, что жанр – комедия, и потому, что в названии звучит имя основателя психоанализа и учения о психосексуальном развитии личности.


Спектакль идет под грифом «18+», то есть это сугубо взрослое развлечение. Впрочем, совершеннолетнему человеку даже с минимальным жизненным опытом будет странно смотреть эти десять сцен, образующих ткань спектакля, ведь очевидно, что наша жизнь есть совокупность взаимных влечений, нескромных порывов, стремления ко всяческому удовлетворению желаний, то есть все согласно учению Фрейда.


Безымянные герои


В оригинале пьеса австрийского драматурга Артура Шницлера, написанная в 1897 году, называется «Reigen» («Хоровод»). Современники обвинили драматурга в порнографии.


Сегодня эту вещь не назовешь скандальным или радикальным сочинением: за последнее столетие мир заглянул в такие художественные бездны, что теперь драматические ужасы образца 1905 года (первая постановка «Хоровода») кажутся немного наивными.


Пару слов о сюжете. Действие происходит в Вене на исходе XIX века. Любовь и искушение метафорически представлены как нескончаемый трагикомический хоровод или, что нам ближе по восприятию, карусель. Каждый из персонажей сначала вступает в романтические отношения, потом расстается с объектом любви и влюбляется в другого.


Перед зрителем проходят сердечные терзания проститутки, солдата, служанки, сына ее хозяйки, замужней дамы, ее супруга, молодой неопытной девушки, поэта, актрисы и аристократа. У героев нет имен. Они так и существуют – анонимно.


Взгляд из-за ширмы


Автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля, народный артист России, лауреат Международной премии имени Станиславского Александр Кузин – мастер динамических постановок. Его «Бешеные деньги» по Островскому на сцене театра имени Слонова – буквально взвихренный спектакль, уже несколько сезонов пользуется неизменным успехом у публики.


В новой работе мастер также применил этот свой принцип быстрой сменяемости мизансцен.


Мы как будто из-за ширмы подглядываем, что же происходит с героями в спальне, кафе, на улице, в гостиной. Немножко неловко, но любопытство берет верх.


Огромная ширма в стиле модерн режет пространство, разрушая одну реальность и создавая другую. В каждой новой возникшей форме бытия вожделение – это главная энергия мира.


Чтобы уж совсем не загонять зрителей в глубины фрейдизма, Кузин сдабривает действие иронией. Например, все пикантные контакты героев происходят за расстроенным пианино: инструмент высится в центре сцены как символ мира, в котором нет гармонии.


Зато играющий на аккордеоне Поэт (Александр Каспаров), заполняющий паузы между новеллами, исполняет мелодии из европейских кафешантанов и хорошо поддерживает темп спектакля.


Переступить порог


В спектакле интересный подбор исполнителей – от ведущего мастера сцены заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной в роли Дамы до студентки театрального института Натали Березиной в роли Сладкой девочки.


Образы, созданные Екатериной Ледяевой (Проститутка), Дмитрием Кривоносовым (Солдат), Александрой Коваленко (Горничная), Максимом Локтионовым (Молодой человек), Зоей Юдиной (Актриса), Андреем Седовым (Супруг), Александром Фильяновым (Граф), комичны и трагичны одновременно, так как олицетворяют степень нравственного падения вконец обуржуазившегося общества.


Единственный, кто, пожалуй, вызывает симпатии, – это Молодой человек, так как его «порывы и объятья» объяснимы возрастной физиологией. Остальные – просто развратники. Режиссер не дает повода заподозрить их в любви друг к другу.


Мы упомянули стиль модерн, который главенствует в постановке. Сложнейшее многослойное художественное оформление, костюмы из тканей с ручной росписью принадлежат выдающемуся мастеру Юрию Наместникову.


В начале ХХ века мир стоял на пороге великих научных открытий, готовых перевернуть представления о жизни, и на пороге великих трагедий. Прежние понятия о красоте и предназначении искусства рушились. Человек европейской культуры заново познавал себя, свои отношения с миром и собственным телом, что и составляет важный аспект пьесы Шницлера.


Через сто с лишним лет ловим себя на мысли, что мы, переступив порог и делая вид, что всеведущи, так и мчимся на карусели по замкнутому кругу. И когда он разорвется, лучше не прогнозировать. А может, спросить у Фрейда?


Владимир АКИШИН

18 октября 2017

Саратовская областная газета


Возврат к списку