Пресса

Пресса


«Карусель по господину Фрейду». В драме поставили спектакль по скандальной пьесе


Постановка по пьесе Артура Шницлера открывает юбилейный 215-й сезон в театре драмы имени И.А. Слонова. 


В очень абстрактной и условной Вене конца XIX века Проститутка (Екатерина Ледяева) заманивает на улице Солдата (Дмитрий Кривоносов), затем он соблазняет Горничную (Александра Коваленко). В третьей сценке к Горничной пристает Молодой человек (Максим Локтионов), сын ее хозяев. В четвертой выясняется, что у этого самого Молодого Человека великая любовь к Даме (Эльвира Данилина), в пятой Дама общается с Супругом (Андрей Седов). И так, с одним персонажем из старой сценки переходящим в новую, мы делаем полный круг. Этакий круговорот секса в природе. 


Естественно, когда эта пьеса только появилась на свет в 1896 году, она была скандальной, запрещенной и "порнографической". С тех пор общественные идеи о порнографии, прямо скажем, сильно изменились. Собственно, в новой версии театра драмы никакой обнаженки нет. 


При этом трудно сказать, пошел ли прошедший век на пользу этому материалу или навредил. Множество постулатов Фрейда со временем было опровергнуто и не подтвердилось в клинической практике. Крайне ограниченный круг психологов и психиатров до сих пор считает, что в основе всех человеческих действий лежит сексуальное влечение и желание. Но в массовом сознании Фрейд застрял надолго, причем, где-то рядом с понятием "клубничка". А значит, интерес публики к подобному названию обеспечен, хотя скандальность превратилась в легкий налет пикантности. 


Есть все основания считать, что нынешнего театрального зрителя гораздо меньше шокирует, что все делают это. Поэтому режиссер-постановщик Александр Кузин, который после успеха "Бешеных денег" продолжает сотрудничество с Саратовским театром драмы, предлагает искать в нем новые смыслы. 


Поскольку пар и эпизодов так много, а безымянные персонажи — такие распространенные типажи, смыслов можно найти массу. Тут вам иронично расскажут и про супружество, и про интрижки, и про бесконечную ложь и притворство, и про то, как отношения без глубины и близости превращаются в карусель, и местами (не факт, что специально) про тяжелую женскую долю в отношениях между полами. 


Потому что некоторые ситуации по современным меркам очень... нехорошие для женских персонажей в уязвимом положении. Изображено-то все комично и язвительно, так, словно женщины сами не против, просто они "ломаются". Но сцена с Молодым человеком и Горничной сейчас — сексуальное домогательство почти начальника на рабочем месте. К сожалению, подобное за век совершенно не устарело. А вот эпизод, в котором Супруг, мужчина за 40, спаивает и пристает к (по тексту) пятнадцатилетней девочке — это уже не должно быть смешно. Мы не должны думать "дура-сама-виновата", если она выпивает вино, которое ей подливают. Было бы здорово, если бы мы видели весь дисбаланс силы в этой ситуации. Фрейд-то про нечто подобное даже писал на самой заре своей карьеры. Но не Шпицлер. У него только сарказм и цинизм на эту тему.


По крайней мере, несколько женских образов выбиваются из этого ряда: Дама в сцене с Молодым человеком и Актриса. Зоя Юдина в роли Актрисы просто блистает. Ее сцены с Поэтом и Графом — практически гвоздь программы. Еще очень хочется отметить работы Эльвиры Данилиной, Андрея Седова и Максима Локтионова. Хотя актеры в театре драмы традиционно хороши, и исполнителям удается баланс между откровенным и пошлым. Если к пьесе могут быть претензии, то к ее воплощению на сцене их практически нет. 


Брехтовские методы постановки подчеркивают очень интересные и лаконичные декорации. Это именно абстрактная карусель, а не историческая Вена. Замечательные костюмы соответствуют периоду и подчеркивают, что герои-то может быть и разные, но почти буквально сделаны из одного материала. Эффектно обрамляет и разделяет эпизоды Александр Каспаров с аккордеоном. 


У спектакля имеется вполне обоснованный рейтинг "18+". Людям с легко ранимыми религиозными чувствами на это тоже не стоит торопиться. Ведь "Карусель по господину Фрейду" совершенно осознанно дразнит и раздражает зрителя. Это, впрочем, не гимн свободному сексу. Хотя здесь очень много комичного, во всем этом чувствуется горечь. Ведь в итоге, если это не про секс, то про отношения. А с ними, как и сотню с лишним лет назад, все совсем не так гладко, как хочется.


Галина Зеленова

04 октября 2017

СаратовБизнесКонсалтинг


Возврат к списку