Пресса

Пресса


В ГОРОДЕ: Внутри семейного триллера 


Во вторник, 28 ноября, в Саратовском театре драмы им. И. А. Слонова состоялась премьера экспериментального спектакля «Женщина из прошлого». Работа режиссёра Александра Созонова в жанре семейного триллера заинтриговывает ещё до того, как начинается действие. Необычные декорации, странная рассадка зрителей, фактическое отсутствие сцены, контакт с актёрами и совершенно уникальный взгляд на «эффект присутствия» — всё это делает постановку по-настоящему уникальной и достойной посещения.

Сама пьеса, написанная Роландом Шиммельпфеннигом, повествует об одном дне из жизни семьи, в чью дверь неожиданно постучалось прошлое. Как-то вечером накануне переезда мужчина открывает дверь неожиданной гостье, которой оказывается любовь его юности. Женщина искала его больше 20 лет и теперь намерена снова быть вместе, но у возлюбленного уже давно есть жена и взрослый сын, и он не собирается в один час отказываться от своей жизни. События сплетаются, так или иначе впутывая всех героев рассказа в одно действие: история неминуемо заканчивается трагедией.

Странность этого спектакля чувствуется ещё до того, как начинается действие. Пожалуй, главная новизна работы Созонова заключается в сцене и зрительном зале, а вернее, в полном отсутствии и того и другого. Места, где сидят зрители, и поле действия актёров объединены в одно целое и представляют собой декорацию дома, в котором и разворачивается триллер.

Стены между комнатами прозрачные и сделаны из пищевой плёнки, а гости театра располагаются на стульях у стен или даже на ступеньках воображаемой улицы за домом. Причём рассадка зрителей устроена таким образом, что каждый захватывает в поле зрения все комнаты помимо той, в которой находится. В случае, если зрителю не видно какое-то действие, есть несколько телевизоров, где показываются крупным планом главные моменты пьесы. Телевизоры по ходу спектакля задействуются и с другой целью, транслируя «прошлое» и «будущее» героев. Таким образом то помогая разобраться в происходящем, а то и запутывая зрителя ещё больше. В этой необычной обстановке каждый испытывает абсолютный эффект присутствия и даже может в любой момент стать участником действия — актёры взаимодействуют с сидящими в зале.

От начала и до конца спектакль держит в напряжении, не позволяя расслабиться и заставляя ощущать на себе шквал самых разных эмоций и впечатлений. От самого простого — неловкого ощущения «подглядывания», будто бы находишься в чужой личной жизни, где посторонних быть не должно, — до сложных эмоций сопереживания и соучастия в судьбе героев. Действие, как истинный триллер, пугает и интригует. Определённая нота безумия чувствуется во всём происходящем: и во взглядах, и в репликах актёров, эмоциональных и громких, и в добавлении контрастных деталей. К примеру, зловещий смех человека с бубном, ходящего вокруг дома, который раз за разом отбивает новые тревожные ритмы, заставляет вздрогнуть и невольно оглянуться по сторонам. Этот таинственный персонаж и начинает спектакль, и завершает его, выступая единой нитью, которая опутывает всё сложное действие. Такое внимание к целостности произведения и даже самым маленьким деталям восхищает.

Пожалуй, самый цепляющий момент спектакля — это его завораживающая атмосфера. Она выступает своего рода клеем, который соединяет всё происходящее в одну картину. И здесь над ней действительно постарались. Декорации настоящие, одноразовые: баллончик взаправду рисует краской на стенах, главные герои открывают кран и пьют воду, заваривают чай и моют чашки в раковине. То, что зритель находится всё же не в квартире, а в театре, можно понять разве что по пищевой плёнке вместо стен. Помимо декораций и живой игры актёров, атмосфера достигается ещё и с помощью фонового звучания, которое звучит достаточно громко, но не отвлекает от слов. По ходу пьесы музыка меняется от спокойной и романтичной до тревожной и пугающей. В такт ей меняется и освещение — со спокойного белого до ярко-красного в последней сцене. Лампы подсвечивают разные комнаты, перенося зрителя в место действия, а иногда начинают мигать и выключаются совсем, дополнительно вызывая тревогу. Остаться равнодушным при таком наборе просто невозможно.

«Женщина из прошлого» — спектакль, который интересен всеми своими составляющими. Находясь там, среди декораций, когда каждую секунду рядом с тобой проходят кричащие свои реплики актёры, будто бы выпадаешь из реальности, забываешь, где находишься, и что всё происходящее — всего лишь постановка. Спектр эмоций, полученных не то от просмотра, не то от участия в пьесе, способен оставить неизгладимое впечатление и в какой-то степени даже перевернуть представление о театре. Когда стирается тонкая грань между актёром и зрителем, театр становится уже чем-то большим, нежели просто театр. Поэтому такой спектакль не оставит равнодушным даже самого искушённого зрителя. 


Алёна Орешкина

 29 ноября 2017

 «Сгущёнка» – студенческий журнал СГУ


Возврат к списку