Пресса
Драма, храни «Королеву». В театре рубят головы и строят тюремные камеры
Спектакль про историю противостояния Марии Стюарт и королевы Елизаветы - знаковая вещь для саратовского театр драмы имени Слонова. Когда-то здесь гремела постановка с легендарной Ливией Шутовой в главной роли. После этого миновала целая эпоха, и вот текст пьесы Фридриха Шиллера в переводе Бориса Пастернака вновь звучит на Большой сцене. Спектакль под названием "Королева" поставила Юлиана Лайкова. Она не чужой драме режиссер, а потому критики и публика были в праве ожидать от постановщицы большой и красивой работы.
Фото Анны Недочетовой
Судьба Марии Стюарт на протяжении многих веков интересовала не только историков, но и литераторов, режиссеров, актеров. А виной тому масса загадок и вопросов, которые так и остались без ответа. Действительно ли с подачи Стюарт был убит ее муж? Насколько подлинны письма между королевой Шотландии и ее любовником, из-за которых ей пришлось бежать? Был ли у Марии шанс избежать казни и договориться с английской королевой Елизаветой? Фридрих Шиллер на них попытался ответить в трагедии в стихах, попутно насытив историю массой романтических линий и любовных треугольников.
Считать новую "Королеву" реинкарнацией драмовской же "Марии Стюарт" не стоит. Все-таки первую показывали в 1950-60-х, а это слишком далеко, чтобы пытаться что-то повторить. С другой стороны, хорошо, что нынешний зритель не знает ту постановку, потому что может смотреть премьеру совсем непредвзято.
Фото Анны Недочетовой
А вот Юлиана Лайкова, приступая к работе над "Королевой", наверняка понимала, что публика, возможно, будет держать в голове ее предыдущую постановку для саратовского театра. В сентябре 2022 года в драме вышли "Танцы на праздник урожая" по Брайану Фрилу. В США это произведение стало суперхитовым бродвейским мюзиклом, но в Саратове семейная драма в ирландском захолустье бешеного успеха не имела.
В "Танцах" было сразу 5 главных героинь, и двоих актрис из этого спектакля Лайкова выбрала для создания "Королевы". Марию Стюарт играет Зоя Юдина, английскую королеву Елизавету - Татьяна Родионова. Юдина, как обычно, степенная, изящная, аристократичная Снежная Королева, смотрящая в самую душу своими большими глазами. Сразу становится понятно, почему половина придворных мужчин оказываются в нее, пленницу, предательницу, и претендентку на английский трон, влюблены.
Фото Анны Недочетовой
Но если Зоя Юдина предстает в привычном строгом образе, то Татьяна Родионова в который раз поражает своей эмоциональностью. Какая она сильная и несокрушимая при встрече с Марией, и какая растерянная и метущаяся, когда надо подписать документ о казни Стюарт! Приправим это властными нотками в общении с подчиненными и дурачливостью в думах о фаворитах и получим идеальный портрет королевы, которая давно у власти, но все еще боится быть не так понятой гражданами и свергнутой с престола.
Фото Анны Недочетовой
Кастинг актеров - одна из сильных сторон "Королевы". Солирующих Юдину и Родионову оттеняет на сцене добрая половина мужской труппы театра - Валерий Малинин, Олег Морозов, Александр Каспаров, Александр Островной, Дмитрий Кривоносов, Андрей Казаков, Сергей Ванин, Игорь Игнатов. Третьей дамой в премьере стала Тамара Джураева, она же кормилица Стюарт. Абсолютно каждый из актеров на своем месте, каждому очень подходит его персонаж и образ. Никого никем не хочется заменить, а это редко бывает. Знакомство режиссера с кадрами до начало работы над спектаклем сослужило ей добрую службу.
Фото Анны Недочетовой
Отдельных восторгов публики удостоились работы художественной группы премьеры - Лайковой, которая выступила еще и главным художником, и художника Владимира Ситулина. На сцене можно увидеть огромную гору/скалу, которая с помощью поворотного механизма периодически превращается в камеру замка, где сидит пленница Марии Стюарт. Сделано все это в потрясающих серых оттенках, поблескивающих серебристыми бликами. Костюмы героев выполнены преимущественно тоже из серых тканей, которые контрастируют с белым. Во втором отделении, когда становится ясно, что шотландской королеве не избежать казни, ее одевают в красный наряд с красивейшим черным градиентом.
Фото Анны Недочетовой
Сочетание серого, серебристого, белого и красного выигрышно смотрится как на сцене, так и на фото и видео. В век, когда отзывы о спектаклях передаются не из уст в уста, а из соцсети в соцсеть, это нужно всегда держать в голове.
Несмотря на достоинства, вайб у "Королевы" тяжеловат, точно так же, как и у "Танцев на праздник урожая", поэтому ее дальнейшая репертуарная судьба остается туманной. Подойдет премьера любителям посозерцать красивости на Большой сцене и посмотреть, на что способна саратовская театральная школа.
Екатерина Ференец
23 января 2024
ИА "СарБК"