Пресса

Пресса


Дневные красавицы


Дипломники продолжают удивлять интересными, не «замыленными» пьесами, которые находят их педагоги. Руководитель выпускного курса театрального института Григорий Аредаков поставил психологический триллер по пьесе Олби «Все в саду».


Эдвард Олби
- представитель «театра абсурда» в американской драматургии. Он охотно признает влияние классика жанра Ионеско. За пьесу «Неустойчивое равновесие» автор получил престижную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967).Ту же премию ему вручили за«Морской пейзаж» и «Трех высоких женщин» . У пьесы «Все в саду», поставленной в академдраме, сюжет заимствованный.Это переработка пьесы англичанина Джайлза Купера - все в том же 1967 году.


Смотрю спектакль, где очаровательная, изящная, похожая на японку Жена (Элеонора Бактыреева), милый, интеллигентный Муж (Роман Рощин), теплая, любящая семейная пара, и испытываю сильное дежавю. Где-то это уже было, и я даже знаю, какую тайну попытается скрыть от мужа его прелестная женушка…Эврика! В кинофильме «Дневная красавица» жена преуспевающего месье Пьера (Катрин Денев) тоже ведет двойную жизнь. Днем она - женщина для утех в доме терпимости, вечером – примерная жена. Любит своего Ричарда и Дженни из пьесы Олби. Но это проклятое безденежье - вечное, хроническое…


«Я готова на все: урезать себя во всем, есть что придется, ходить чучелом и одеваться, как в картинах сороковых годов…жить без прислуги, заглядывать к парикмахеру только два раза в месяц и не говорить: "Съездим куда-нибудь на уик-энд"...и платить, платить за этот треклятый дом... и в школу за Роджера»,
- взрывается, она, наконец.


У нее чудесный сад, где растет все, чего ни коснется ее легкая рука. Ей нужна теплица, мужу - механическая газонокосилка, сыну – летний лагерь. И тут, словно черт из табакерки, выскакивает миссис Туз – суровая англичанка с безупречными манерами (отличная работа Валерии Малининой!)…


На роль дневной красавицы Дженни соглашается от великой нужды, а не скуки ради, как согласилась прекрасная француженка, которая так исполняет«свои невероятные мазохистские сексуальные фантазии». Крупнейший представитель сюрреализма Бунюэль в своем скандально знаменитом фильме публику ужасал и восхищал, провоцировал и шокировал. Олби с пьесой появился чуть позже, и она отчего-то воспринимается как блестящая реплика остроумного американца на культовую картину. Сюжет закручен лихо, и постепенно становится ясно, что все респектабельные приятельницы Ричарда и Дженни уже застряли в вязких сетях миссис Туз, да и мужья их «в курсе». «В том-то и беда — все мы завязли по уши. Так сразу не выберешься», - равнодушно сообщают они друг другу.


«Гилберт. Между нами говоря, мы с Луизой живем гораздо дружнее в последнее время.

Перри. Мы с Цинтей — тоже. Ведь ссорились-то мы почти всегда из-за денег».


Ситуация выглядит вполне идиотической… если относиться к ней совершенно серьезно: образованные, любящие отцы семейства сами готовы подкладывать своих жен в постель к богатым бездельникам. Быстро смиряется со своей участью прелестная Дженни, новые, жесткие нотки появляются в ее голосе. И только Ричард продолжает бунтовать (замечательно передает актер накал чувств своего героя). Новые неприятные обстоятельства плюс нелепая смерть миллионера Джека - к которой все понемногу руки приложили - повяжут «честную» компанию круговой порукой.


Триллер?! Все же, скорее, пародия. Власть денег, доведенная до полного алогизма. Зелененькие, заработанные Дженни собственным телом, они уже везде: в распечатанной бандероли, на полке, в шкатулке, щедро рассыпаны по сцене, и не работает тут обычная присказка Ричарда: «Ты думаешь, деньги у нас на полу валяются?» - «Вроде бы, да», - дерзит ему сын.


У этой семейной пары никогда не было денег, они даже собирали купоны дешевых сигарет, но к ним захаживал сильно пьющий Джек, который настолько увлечен Дженни (обаятелен в этой роли Петр Костряков), что готов завещать ей все свои деньги, что он, наконец, и делает. И все жертвы оказались напрасными: Дженни и Ричард стали наследниками огромного состояния. Правда, об этом они даже не подозревают. И если еще они сумеют сохранить тайну смерти Джека (полиция будет искать его семь лет)… «Разное может случиться. При их теперешней жизни они могут не вытянуть …Жить с та­ким грузом!» - философски замечает убиенный миллионер. И он же подбадривает их в финале: «Будьте сильными, ребятки! Дер­житесь». Удушенные снова появляются на сцене, сочувствуя своим палачам; денег, вроде, и нет, и деньги, как фантики, усеивают пол. Картина маслом……


Если в абсурдистской пьесе кто-то вообще может внушить симпатию, так это шпыняемый нервным папашей 15-летний Роджер.Нормальный парень,с хорошим чувством юмора и - гипертрофированным !–чувством справедливости (превосходно играет его Александр Демидов). Обслуживая взрослую вечеринку, он то и дело вступает в дискуссию с этими недалекими взрослыми. «Роджер, сделай мне большое одолжение, - просит отец.-Вырасти таким, как надо».Но такое одолжение в доме, где дурно пахнет, не может сделать даже отцепослушный Роджер.


Все исполнители с бурлящей, игривой природой пьесы Олби справляются на ять, ансамбль гостей в доме Ричарда и Дженни выглядит убедительно. Благодаря художнику Юрию Наместникову простые конструкции, освещенные сзади, создают строгую геометричную театральную среду. Костюмы отсылают к поре молодости наших бабушек. Миссис Туз, с множеством строгих бабочек на ретроплатье, конечно же, вне конкуренции. Главная мысль пьесы тоже принадлежит ей: « О, каждый может привыкнуть к чему угодно... когда надо».

Легко, увлекательно, остро говорит здесь Олби о разобщенности людей и иссушающем душу золотом тельце. В нашей стране , где погоня за звонкой монетой почти что внове, веселая абсурдистская американская пьеса оставляет…какой-то очень неприятный металлический привкус. В мире абсурда, как и в театре абсурда, всё дозволено. «ВСЁ в саду». Новая теплица и дивные цветы, нежная семейная пара и неостывший труп, зарытый в садовую землю. И все они там, в саду - судя по многочисленным ремаркам, красивые, миловидные, симпатичные - даже кандидат в трупы.


Ирина Крайнова
5 мая 2014
«САРЫТАУН.АРТ»

Возврат к списку