Пресса
Миллениум и Твин Пикс: в Саратовском театре драмы готовятся к премьере непривычного «Идиота»
За очередной перенос романа Достоевского на сцену взялся знакомый саратовцам по нашумевшей «Анне Карениной» Иван Комаров. Молодой режиссер показал настолько нестандартный и экстравагантный подход к классике, что мнения зрителей кардинально разделились. Но, как и в случае с вахтанговским «Евгением Онегиным», со спектаклем Комарова сработал принцип – чем больше критики, тем сильнее желание публики это посмотреть.
Когда в сети появились первые фото с репетиций «Идиота», стало очевидным, что в театре снова готовят что-то необычное. Чего ждать от нового спектакля, режиссер и сценарист рассказал журналистам.
Современная классика
В театральном мире выпускник режиссерского отделения Щукинского училища, магистратуры школы-студии МХАТ и Центра Всеволода Мейерхольда дебютировал с артхаусным хоррором «Грязнуля». В последующих постановках Комарова фигурировала тема бытового насилия и преобладала современная драматургия по пьесам белорусского драматурга Константина Стешика. Однако в 2021 году режиссер переключился на классику. В родном городе своей жены актрисы Елены Ербаковой Улан-Удэ он выпустил «Онегина», где совместил танцевальный модерн с оперой и перенес действие в разные временные пласты.
Сам Иван объяснил свое приобщение к классике потребностью диалога с большими авторами-учителями с позиций сегодняшнего времени. События «Анны Карениной» и «Идиота», по словам режиссера, зрителям прекрасно знакомы, и поэтому гораздо интереснее не просто созерцать их, а понять, почему это произошло.
Такие размышления побуждают постановочную команду фантазировать. При этом Комаров подчеркивает, что данное исследование субъективно, а сам он не желает навязывать свою точку зрения зрителю, поэтому Гоголь остается Гоголем, а Достоевский – Достоевским.
Знакомство Комарова с Саратовской драмой началось с лаборатории «Видимоневидимо» в июле 2022 года, где он представил эскиз «Тревожные люди» Фредерика Бакмана. Этот спектакль режиссер поставил в Якутии, а в Саратов вернулся через год, чтобы поставить «Анну Каренину», а еще через год - «Идиота».
Первой сенсацией стала информация, что события вокруг Льва Мышкина и Настасьи Филипповны развернутся в… 1999 году. Данный временной отрезок Комаров выбрал, потому что герои Достоевского часто упоминают конец света. При этом каких-либо политических и исторических аллюзий того года в спектакле не будет. Актеры и режиссер сконцентрируются на творческой и житейской составляющей этой истории.
- У меня было в голове две вещи – 1999 год, когда все боялись Миллениума, - или предсказание конца света по календарю майя с 2012 на 2013 год. Но в итоге мы выбрали 1999-й, решили, что так ярче и интереснее. О приближении Апокалипсиса говорит в романе Настасья Филипповна. Так что мы идем за автором, - объяснил Иван.
Вторая сенсация – в процессе создания постановочная команда вдохновлялась «Меланхолией» Ларса фон Триера и сериалом «Твин Пикс» Дэвида Линча. Зрителям обещают показать такой же изолированный от мира городок, где перепуталось все и вся, каждый из жителей знаком лично, но невозможно найти причин происходящего.
- Я услышал об этой аллюзии в одной из лекций про Достоевского, мне показалось это любопытным, я стал думать, а сейчас, в работе на репетициях, некоторые параллели становятся просто очевидными, - говорит режиссер. - Так вот, у Марка Фроста все женщины очень обаятельны, притягательны, свободолюбивы и самодостаточны. И у Достоевского они такие: что ни героиня – за ней очень интересный мир открывается. И это не только Аглая и Настасья Филипповна.
Своя команда
Атмосферу тайн и загадок на сцене дополнят шикарные декорации. По словам постановщика, они будут еще более роскошными, чем в «Анне Карениной», и дадут фору столичным театрам. На сцене будет много камер и видеопроекций с крупным планом артистов. Этот популярный у современных режиссеров прием, по словам Комарова, помогает работать сразу с несколькими планами и «пересобрать» историю со всеми необходимыми акцентами, что в итоге делает актерскую игру более искренней.
Немало обсуждений вызвал подбор артистов. Комаров сразу сообщил, что в «Идиоте» перекочевал едва ли не весь актерский состав «Анны Карениной». Зоя Юдина (Кривова) преобразится в Настасью Филипповну, Дмитрий Кривоносов в Парфена Рогожина, Татьяна Родионова в Лизавету Епанчину, а Максим и Екатерина Локтиновы - в Ганю Иволгина и Аделаиду Епанчину соответственно.
Сам режиссер объяснил свой выбор тем, что полюбил эту команду и ему интересно видеть, как эти актеры раскроются в персонажах Достоевского. Но главное, что оценил Комаров, тот факт, что, приняв на себя всю критику за «Анну Каренину», никто из артистов не отказался от нового проекта с ним.
Раскрылась и главная интрига – кто сыграет князя Мышкина. Знакового для Саратовского театра драмы героя, в образе которого в конце 70-х блистали Олег Янковский и Александр Михайлов, а в кино – Юрий Яковлев и Евгений Миронов, в новой версии «Идиота» воплотит Александр Островной. Режиссер рассказал, что знаком с этим актером не так давно и пока затрудняется сказать, каким будет его Мышкин, но добавил, что просил Александра быть более приземленным. Образ этого героя, считает Комаров, неоднозначный и открытый, а отдельные черты Князя можно увидеть в отдельных произведениях мирового искусства, включая работы Тарковского. Для самого Ивана Мышкин ассоциируется с фотографом и волонтером Дмитрием Марковым, фотоснимки которого называют нередко иллюстрациями к русской классике.
- У Достоевского было движение в восприятии образа от Князя Христа к Дон Кихоту – человеку, который сражается с ветряными мельницами. Все сюжетные линии романа запущены до появления Мышкина. Его приезд отдаляет и усугубляет обстоятельства жизни действующих лиц романа. Но Мышкин, как МакМерфи у Кена Кизи в «Пролетая над гнездом кукушки», хотя бы попробовал. В нем жила надежда. Он же честно хотел всем помочь, - говорит Комаров.
Режиссер заверил, что подавляющее большинство текста в его спектакле - это классический Достоевский. Он позволил себе лишь ввести эпизод с минимумом слов, который остается «за кадром» у классика, но он важен для понимания взаимоотношений Настасьи Филипповны и Тоцкого и ее мытарств между Мышкиным и Рогожиным. Постановщик также рассказал, что осмелился объединить несколько второстепенных персонажей в одно лицо лишь потому, что это не противоречило автору и позволило сделать из маленьких ролей одну интересную и запоминающуюся.
В завершение Иван Комаров добавил, что не боится негативных оценок от зрителей и будет рад видеть на своем новом спектакле как поклонников его «Анны Карениной», так и ее критиков.