Пресса

Пресса


«Мы все умрем».., но в театре драмы нас научат любить жизнь


18 октября на Малой сцене театра драмы состоялась премьера спектакля «Танец Дели» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева. Автор постановки, сценографии и музыки – молодой санкт-петербургский режиссер Юрий Николаенко.


Семь коротких пьес объединены одним местом действия – больницей, в которой пять действующих лиц встречаются (всегда в разном составе) и обсуждают свои чувства. Зачем люди рассказывают друг другу о боли потерь, о любви, о прошлом? Магия слова в том, что утраченное можно хотя бы на короткие мгновения беседы восстановить, в смятении чувств попробовать разобраться. Неважно, что чаще всего такие беседы взахлеб больше похожи на монологи. Герои пытаются разобраться в своих мыслях и чувствах, эта торопливая рефлексия выплескивается в зрительный зал с разной степенью накала. Катя переживает о том, что ничего не чувствует, ее собеседница делится своей теорией восприятия танца, мать пытается найти в дочери признаки страдания, возлюбленный озабочен чувством вины. Признания в любви, взаимные упреки, вентиляторы надувают воздухом мусорные мешки – герои произносят слова, слова, слова… порою очень быстро, не меняя интонаций, иногда повторяя несколько раз одно и то же, произнося предложение по буквам или читая рэп. Словесная шелуха обволакивает их, но сквозь нее к зрителям прорывается–прокрикивается главное: нужно «внутри себя разрешить всему быть, как есть», то есть принять все в этом мире, в том числе, свои чувства, ведь в конце всех нас ждет смерть. Танец Дели – это квинтэссенция страданий, которые главная героиня пропустила через себя и воспела в танце, это гимн Жизни.


Юрий Николаенко наполнил спектакль многочисленными образами (напомним, одноименный фильм Вырыпаева нас ими не балует – герои разговаривают на фоне белой кафельной стены на одной и той же кушетке), и в этом смысле он все же немного перегружен. Главное же – как проживается текст, где расставлены акценты. И вот здесь и кроется успех спектакля, в котором нет вырыпаевской отстраненности, а есть живой нерв действия, обеспечиваемый замечательными актерскими работами. Светлана Москвина (карикатурно глупая медсестра), Алиса Зыкина в роли критикессы, заслуженная артистка РФ Елена Блохина в роли матери, и главные герои в исполнении Александра Каспарова и Ирины Искосковой – каждый образ развивается от состояния «я ничего не чувствую» до осознания страдания как формы существования. А зеленые человечки беспомощно карабкаются по отвесной стене…


Светлана Дергачева

Городской портал «Твой Саратов»





Возврат к списку