Пресса
РОМ, ЛЮБОВЬ И СИГАРЫ, дубль 2
Пользительно смотреть спектакли повторно - те , где есть над чем подумать А спектакли Марины Глуховской в Саратовской драме - это всегда свой мир, подробный и обжитой, существующий по особым законам.Мир заядлой книжницы и превосходной читательницы, вычитывающей из классики то, что волнует нас здесь и сейчас. Но что, что вычитала она из семейного, любовного, какого угодно, но не социального романа «Анна Каренина», столь важное для нас, нынешних? Почему почти все первое действие, даже в ущерб занимательному сюжету пьесы («Анна в тропиках»,Нило Круз) и лежащей на поверхности экзотике (кубинцы, сигары, танго!), обитатели «табачки» снова и снова вешают на гвоздь свои широкополые шляпы и светлые пиджаки и , сохраняя, «танговый» шаг, повторяют все эти нескончаемые толстовские диалоги, примеряют на себя наши«русские» страсти?
Чтение романа на фабрике начинается не со сцены первой близости Анны и Вронского, как в пьесе. А с самой первой толстовской фразы, и даже раньше, с эпиграфа: «Мне отмщение, и аз воздам». А далее- уже хрестоматийное: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вся история встречи Карениной и Вронского, их сближения, первых искорок ревности Каренина, «худой мир» в семье Облонских, линия Китти с ее несчастливой любовью и Левина с его немым обожанием…Не сыграна и не прочитана – показана в лицах, с легкой степенью отстраненности, какая бывает в иных театральных стилистиках. Зачем? Не для этой ли только фразы? «Да, брат, — женщины — это винт, на котором все вертится. Вот и мое дело плохо, очень плохо. И все от женщин», - вздыхает Стива в беседе с приятелем. Сластолюбивый Облонский лукавит, ему вовсе не так неплохо в женском царстве. Вполне согласен на «домашний матриархат» и Сантьяго – владелец маленькой табачной фабрики (Виктор Мамонов). Тем более, такой милый, как его женушка (Алиса Зыкина).
Оставшись «без винта», не в состоянии забыть сбежавшую от него красавицу жену, деградирует на наших глазах Чече (Валерий Малинин).Не так он прост - многое я увидела уже на втором просмотре. Зная широкую, неустойчивую натуру брата, Чече боится даже наступить на подошву ботинка, где ему дана самая необычная расписка. Это забавно, но вовсе не уже смешно, когда изводит дядю с беспощадностью юности Марела , снова и снова напоминая о покинувшей его жене. Честер не просто чужак на фабрике, а презираемый всеми, травимый всеми чужак.И негативный взрыв его вполне закономерен.
Привычный «винт» начинает крутиться в обратную сторону в семействе Паломо. Жена Кончита закрутит серьезный роман с Чтецом, что совсем не по вкусу охладевшему к ней супругу. Старо как мир:«Зажечься страстью, видя страсть чужую, И ревновать, еще не полюбив…» Стоило второй раз пойти на тот же спектакль , чтобы увидеть Татьяну Родионову в роли «неверной жены». В ней больше характерности, открытого вызова, чем в Кончите Зои Юдиной. С рыжим пламенем встрепанных волос, слегка покачиваясь от выпитого, выходит она встречать Чтеца. Зов плоти в ее резковатых движениях тот прочитывает мгновенно - лишь ждет удобного момента. Эта Кончита своего не упустит, ведь Хуан снова разбудил в ней прекрасную женщину.Здесь и намека нет на его тягу к Мареле – Кончита найдет любимого везде и уведет туда, куда хочет она.
Когда смотришь снова , уже ничто не укрывается от внимания. Увидишь и скрытые пружины отношений, наметившиеся еще в прологе. Восхитишься порхающим над столиками официантом (Александр Островной), «укрощающим» наподобие матадора скатерть и болтающим на разных языках. Запомнишь парочку экспансивных сеньоров на празднике, зачем-то рассказавших "анекдот с бородой". Проникнешься симпатией ко всем работницам фабрики Сантьяго – говорливым и в то же время трудолюбивым. Как же взрывоопасны южные люди: несколько драк с Чече вспыхнет в спектакле не по канве пьесы, задолго до трагического финала. Устроит и Кончита потасовку с любовницей мужа. Знойная разлучница по имени Кармен здесь - Наталья Кошелева. И очень миролюбиво они поговорят,когда старшая дочь Сантьяго тоже встретит свою любовь. Кубинцы, дети природы.. Они не столько танцуют, сколько обозначают танцы - танго, румба, самба и свои, коренные… Они так ходят, они так думают, так останавливаются на лету (особенно грациозная Офелия). Ни сцены без танцевальных па…
Но любовь ли несущий здесь винт? Если б не посмотрела спектакль еще раз, и не вспомнила б , что было сразу за выстрелом Чече, оборвавшим жизнь и любовь. А были не только титры про закрытие всех "табачек" с ручным трудом. Был вой полицейских сирен, повсюду шарящий, слепящий свет прожекторов с колосников , заломленные за голову руки героев. Всех, добровольно!..
Наконец, я перевела для себя фразу, предваряющую роман.«Мне отмщение, и аз воздам» .Вот в чем дело...В Ветхом Завете нет наказания за грехи ,а есть наказание за ослушание. Не спрашивайте за что. «Каренину» называют также «романом безысходности и невозможности свободы в этом мире - всех накажут».То же происходит в пьесе Нило Круза. ...«Гибнет Анна. Гибнет Чтец. Гибнет мир тружеников и настоящих читателей. Пропала жизнь!..», - написала я в первой рецензии на спектакль. Стоило сходить на него снова, чтобы увидеть чудную Таню Родионову, как в увеличительное стекло рассмотреть детали и - убедиться: «клинопись» режиссерского почерка мне уже знакома. Но как же интересно ее каждый раз прочитывать!
Ирина Крайнова
14 мая 2018
«САРЫТАУН.АРТ»