Пресса
Война, судьба, надежда. Театр драмы показал спектакль по знаменитому рассказу Михаила Шолохова
Михаил Шолохов написал рассказа "Судьба человека" в 1956 году всего за неделю, вспомнив давний разговор с фронтовиком. Спустя 3 года Сергей Бондарчук снял по нему фильм, который наряду с "Летят журавли" и "Балладой о солдате" стал одной из самых кассовых советских картин о войне. В кинотеатрах "Судьбу человека" посмотрели более 39 миллионов зрителей. На такую легендарную вещь замахнуться непросто, но саратовский театр драмы имени Слонова выбрал именно это произведение для первой весенней премьеры.

Постановкой премьеры на Малой сцене занималась молодая режиссер Мария Шиманская. В прошлом сезоне в драме она выпустила спектакль "Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето". Он получился прелестным, а тонна оваций досталась исполнителю роли умирающего преданного пса Валерию Малинину. И, как это часто бывает, если режиссеру понравилось работать с артистом в одном спектакле, то в следующем он, скорее всего, появится вновь. Вот и в Судьбе человека" главная роль досталась Малинину.
Шиманская не просто взяла текст Шолохова, а создала инсценировку произведения. Инсценировка — это переработка первоначального материала в новую форму. То есть в итоговом варианте при общем сюжете могут быть смещены акценты, вырезаны какие-то детали или добавлены новые. Инсценировки не всегда бывают удачным, но "Судьбе человека" повезло. Режиссер сделала из масштабной вещи то, что можно было бы сыграть на Малой сцене в метре от зрителя, не потеряв при этом нерва и убедительности.
В центре сюжета шофер Андрей Соколов. До войны он счастливо жил в Воронеже со своей женой Ириной и тремя детьми. Летом 1941-го ушел на фронт, был ранен в одном из первых боев и попал в плен к немцам. В концлагере Соколов мужественно терпит все лишения и издевательства, чудом избегает расстрела и, наконец, решается на побег к своим. Там Соколов узнает, что его жена и двое дочерей погибли от точного попадания в их дом бомбы, а сын Анатолий ушел на фронт. Какое-то время в его душе теплится надежда на встречу с сыном, но в День Победы снайпер убивает Анатолия. Уже после войны Соколов случайно знакомится с беспризорником-сиротой Ваней, и говорит, что он его отец, давая себе и мальчику надежду на новую жизнь.
На сцене находятся всего 5 артистов, и все кроме Валерия Малинина исполняют по несколько ролей. Сергей Ванин — это Соколов в молодости, его сын, немец, комендант концлагеря. Илья Ульянчев — командир автороты, богомолец, немец, военврач, полковник, сосед. Жонглировать образами по ходу действа им обоим непросто, приходится мгновенно переодеваться и перевоплощаться. Кажется логичным взять на эпизодические роли еще нескольких артистов и облегчить жизнь Ванину и Ульянчеву. Но Шиманская, ставя столько сложную задачу, максимально выгодно подсвечивает исполнительскую пластичность молодых актеров.
Женские роли достались Марине Абраменко (Ирина) и Анастасии Парамоновой (Судьба). Кроме того, каждый из артистов наделен функцией рассказчика. Говорят не столько за своих персонажей, сколько за много миллионов искалеченных войной людей.
Валерий Малинин великолепно играет простого мужика со сложной судьбой. Несмотря на все, что пришлось пройти, он не озлобился, не очерствел душой, не утратил способности любить. Его шофер Соколов такой настоящий, честный и трогательный, что хочется выскочить на сцену, обнять его и сказать, что все будет хорошо. Бессмысленно сравнивать Малинина и Бондарчука в этой роли. Оба хороши, убедительны, безусловно мастеровиты. Там большое кино и всесоюзное признание, здесь Малая сцена и интимность чувств между актером и зрителем. И сходу и не скажешь, что сложнее и ценнее.
Ощущение натянутой струны в "Судьбе человека" усиливает музыкальный ряд. Хормейстер Татьяна Цой специально для премьеры подобрала русские народные композиции наподобие тех, что пели раньше плакальщицы на похоронах. Нараспев, то еле слышно, по почти криком исполняют их Марина Абраменко и Анастасия Парамонова. Простые строки и округлый объемный звук будто вводят зрителей в транс, и слезы льются сами собой даже у самых стойких театралов. Слезы очищения и слезы надежды.
Сколько бы не прошло лет с окончания Великой Отечественной, ее переосмысление и проживание с нами навсегда. Оно зашито в нашем культурном и генетическом коде. К маю традиционно выходит много военных фильмов и спектаклей, а в год 80-летия Победы таких произведений их должно быть больше обычного. Саратовская драма с "Судьбой человека" начала этот марафон очень достойно. Стоит надеяться, что и другие театры и площадки не подведут.
Екатерина Ференец
4 марта 2025
ИА "СаратовБизнесКонсалтинг"
Фото Софьи Саратовцевой