Первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского в лицах

Первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского в лицах

Художественный руководитель Саратовского академического театра драмы имени И.А. Слонова, народный артист России Григорий Аредаков: «Наш фестиваль – не про то, кто вперед. Тут не расставляются места, а предпринимается попытка на примере наших саратовских артистов и режиссеров, выпускников нашей актерской школы, подтвердить, что подлинное искусство театра существует, что есть люди, которые так же, как Олег Иванович, не размениваются сами и не разменивают свой талант. Что жив театр, ставящий перед собою, прежде всего, не меркантильные задачи, а творческие. Мы гордимся тем, что спектакли-участники Первого Всероссийского фестиваля памяти Олега Янковского свидетельствуют его безусловное наличие».

Заместитель председателя правительства Саратовской области Алексей Данилов: «Мы надеемся, что фестиваль будет иметь продолжение и хотим, чтобы он получил прописку, постоянную прописку в Саратове. Желаю фестивалю с честью исполнить свою миссию – сделать так, чтобы имя великого русского артиста Олега Янковского оставалось профессиональным и духовным камертоном для многих поколений российских актеров и зрителей».

Помощник художественного руководителя «Ленкома» Юлия Косарева: «Пока об этом фестивале как о празднике говорить, конечно, тяжело - слишком свежа память. Но когда-нибудь эта боль утихнет, останется только благодарность и радость. Олега Янковского, начинавшего свой путь в профессию и игравшего в саратовском театре, актеры «Ленкома» почитают не только как продолжателя театральных традиций, но и как человека, привнесшего в профессию нечто новое».

Народная артистка СССР и РСФСР, постоянная партнерша по спектаклям Инна Чурикова: «Для нас этот фестиваль важное событие. Олег был нашим товарищем, близким, настоящим, ироничным, глубоким. С каждым годом он становился все лучше и лучше. Мне кажется, что он ушел от нас на взлете. Он постоянно удивлял меня как партнер — он умел находить какие-то тонкие подробности, которые меня волновали. Когда партнер хорош, и ты становишься лучше. Собственно, как и в жизни. Я испытываю голод по Олегу, он умел аккумулировать нас вокруг себя. При нем мы всегда чувствовали себя женщинами».

Народный артист России, друг и постоянный партнер по спектаклям Александр Збруев: «Хороших - много, он — единственный. Мне кажется, он все время работал с собой или над собой, он трудился, он все время менялся - в лучшую сторону. Мы сидим вместе с ним в гримерной. Я не ошибся в слове: сидим. У нас рядом гримерные столики, и на его столике всегда его фотография, небольшой крестик от зрителей, небольшой детский рисунок, от девочки, которая его нарисовала в «Бароне Мюнхгаузене». И обязательно цветы. Мы всегда приносим цветы и кладем его на столик, который занимал Олег и занимает до сих пор. Нам не хватает его».

Исполнительница главной роли в фильме "Анна Каренина" режиссера Сергея Соловьева, актриса театра и кино Татьяна Друбич: «К фильму можно относиться по-разному, но одно в нем бесспорно: Каренин Олега Ивановича Янковского. Меня роль держала связанной по рукам и ногам много лет, а Олег Иванович, единственный из нас, смог отработать на длинном дыхании. Он демонстрировал высший профессиональный пилотаж: на нем безупречно сидел костюм, он идеально знал текст, помнил, что было в какой сцене пять месяцев назад. И никогда не высказывал никаких личных требований на съемках. Сейчас же все выдумывают райдеры про особую гримерку, особые условия, два литра минеральной без газа, свежие бананы. Я знаю двух человек, которые никогда этим не занимались: это Олег Янковский и Жанна Моро».

Заслуженный артист России Сергей Пускепалис: «Идея этого фестиваля носилась в воздухе, меня даже спрашивали: а разве это первый фестиваль. Для меня все работы Олега Ивановича — любимые. У него была естественность, которой не учат. Это особое амплуа. Янковский, по Станиславскому, это самое верное «я» в предлагаемых обстоятельствах. Я уже своим ребятам сказал: расслабьтесь, мы участники первого фестиваля, значит, мы уже в истории. Но все очень ответственно подходят к нашему выступлению. И для меня важно показать здесь, откуда мои корни, дело, которым я занимаюсь. Для меня этот спектакль не случаен. Я очень люблю эту пьесу. Она долго мне не открывалась, но я чуял каким-то своим звериным чутьем, что что-то там такое есть, чего я пока ни у кого не видел, я ни разу не видел спектакль, который бы меня убедил. Я решил пройти этот нелегкий путь, и обнаружилось, что там есть жизнь».

Главный режиссер Московского театра «Школа драматического искусства», заслуженный артист России Игорь Яцко: Когда я узнал о фестивале, я сразу даже не понял. До меня только постепенно дошла значимость этого события. Сейчас приходит осознание значительности шага, который предпринимает культура Саратова. Сильный шаг. Это некий новый шаг, который опирается на некую театральную традицию. Это культурная ценность. Я всегда слышу, как мои земляки всегда бережно относятся к традициям саратовской театральной школы. Я знаю, что многие работают в Москве, имеют доступ в мир, но все дорожат тем, что получили образование и профессию здесь. Мне приходит мысль: судьба заставляет проходить границы времени. Вчера и сегодня могут быть разделены очень жестко. Первый фестиваль – на границе того ценного, что было и кончилось, и того неценного, чего еще не было, но только началось. Я никогда не завидовал своим землякам, но я ими всегда гордился. Я всегда гордился, что я земляк Олега Ивановича Янковского».

Директор театра под руководством Олега Табакова «Табакерка» Александр Стульнев: «Мы гордимся приглашением на этот фестиваль. Мы все любили, уважали и высоко оценивали то, что делал при жизни Олег Янковский. Судьбы трех человек, занятых в нашем спектакле, связаны с Саратовом — народного артиста России Сергея Сосновского (Сарафанов), много лет служившего в академдраме, Андрея Фомина (Васенька) и Алексея Комашко (Кудимов). Поставил этот спектакль три года назад Константин Богомолов, мы его довольно часто играем, он выдвигался на «Золотую Маску» в нескольких номинациях.

Драматург Алексей Слаповский: «Я так и не познакомился с Янковским, хотя возможности были. А вообще-то мне достаточно было восхищаться его работой. Если бы я сформировал десятку любимых актеров (чего никогда не сделаю), за которыми всегда наблюдал с интересом, Янковский был бы там. Он из любимой когорты актеров, которые играли – как бы не играя. Которым веришь с первого слова и с первого взгляда. Быть одним из лучших киношных антигероев, а потом сыграть нечто настолько надсуетное, что дух захватывает (митрополит Филипп в фильме «Царь»), – диапазон, которому любой актер может позавидовать. Даже я завидовал, хоть не актер. И это только кино, а ведь был еще и театр, в том числе и саратовский, где он играл «Идиота». Я тогда учился в школе и театральных впечатлений почти не осталось. «Идиот» остался».

Брат Олега Янковского Николай Янковский: «Меня очень порадовали творческие лаборатории, семинары драматургов в рамках фестиваля. То, что фестиваль проходит в театре, где начал играть Олег, в его родном городе, — большая заслуга организаторов, руководства театра. Всё это надо делать для развития саратовской театральной элиты. Фестиваль должен обрести значение для всей России».